Кто такой бренд менеджер и как им стать

Бренд-менеджер управляет развитием бренда и его позицией на рынке. Он соединяет стратегию, маркетинг и продукт, чтобы бренд приносил прибыль и оставался конкурентоспособным. Это роль с высокой ответственностью и влиянием на результат.

Вы разберетесь, какие ключевые навыки требуются бренд-менеджеру, освоите методы продвижения и позиционирования бренда, а практические рекомендации помогут выстраивать карьеру и достигать профессиональных целей.

Анна Ли Павловнаавтор материала

Кто такой бренд менеджер

Бренд менеджер – человек, который продвигает торговую марку. Он способствует узнаваемости и положительному восприятию бренда среди конечных потребителей. Менеджер не занимается прямыми продажами и не участвует в разработке продукта.

Однако, принимает участие в создании стратегии продвижения и продаж. Работник определяет где, как и кому продавать продукт. Как должна выглядеть упаковка или рекламный материал, с чем должно ассоциироваться и т.п.

Работник стремится сделать бренд не просто товаром, а частью жизни и культуры людей. Талантливый маркетинговый менеджер способен создать историю и целую философию для конкретного бренда, с которым работает.

Кто такой бренд менеджер

Чем занимается бренд менеджер

Творчество и рутина – так выглядит обычный день сотрудника. Часть времени уходит на создание и идеи, общего видения и философии продвижения. Остальное же время тратиться на рутинные обязанности по реализации в жизнь стратегии продвижения.

Должностная инструкция Бренд менеджера включает следующие функции:

  1. Разработка стратегии бренда. Создает план развития бренда и определяет его позиционирование на рынке. Определяет цели и направления развития бренда.
  2. Бренд-позиционирование. Создает уникальное положение бренда на рынке, выявляет его ценности и преимущества перед конкурентами.
  3. Анализ рынка. Исследует рынок, конкурентов и потребительские предпочтения для определения возможностей и угроз для бренда.
  4. Разработка контента. Активно принимает участие в создании логотипов, дизайна, слоганов и других элементов, в том числе и сайтов, продвигающих бренд. Определяет и помогает создать визуальный и текстовый контент для маркетинговых материалов.
  5. Управление маркетинговыми кампаниями. Планирует, запускает и управляет маркетинговыми кампаниями, включая рекламу, PR и социальные медиа.
  6. Управление бюджетом. Отвечает за планирование и контроль расходов на маркетинг и рекламу. Несет материальную ответственность за бюджет бренда.
  7. Реакция на кризисы. Разрабатывает и реализовывает стратегии управления репутацией бренда в случае кризисных ситуаций.
  8. Оценка результатов. Анализирует результаты маркетинговых кампаний. В случае необходимости, принимает меры по улучшению эффективности бренда.
  9. Укрепление лояльности клиентов. Придумывает программы лояльности, обеспечения высокого уровня удовлетворенности клиентов брендом.
  10. Сотрудничество и функциональный менеджмент. Работает с маркетинговой, дизайнерской и рекламной командами, а также с внешними партнерами и агентствами. Управляет различными функциональными областями бизнеса, например, маркетингом и продажами, производством, финансами и т.п.
  11. Отчетность и обратная связь. Подготавливает отчеты о выполнении маркетинговых задач и отчитывается перед руководством компании.
  12. Следование бренд-гайдлайнам. Обеспечивает соблюдение бренд-гайдлайнов и стандартов во всех маркетинговых материалах и коммуникациях.

Чем отличается бренд менеджер от проджект менеджера

Сами названия профессий говорят о разных областях деятельности сотрудников. Естественно, что в одной организации интересы менеджеров пересекаются, но выполняют различные задачи и используют разные методы реализации их.

Характеристика Бренд менеджер Проджект-менеджер
Основная задача управление и развитие брендауправление проектами
Область ответственности бренд, его позиционирование, имиджконкретный проект, его выполнение и достижение целей
Стратегическая направленность долгосрочное планирование и стратегическое развитие брендакраткосрочное планирование, выполнение проектных задач
Взаимодействие сотрудничество с маркетингом, дизайном, PRсотрудничество с командой проекта, заказчиком и стейкхолдерами
Коммуникации управление бренд-коммуникациями, рекламой, связью с общественностьюуправление коммуникациями внутри команды проекта и с заказчиком
Используемые метрики узнаваемость бренда, лояльность клиентов, ROI маркетинговых кампанийзавершенность проекта в срок, бюджет, уровень удовлетворенности заказчика
Образование маркетинг, брендинг, коммуникацииуправление проектами, бизнес-администрирование
Сроки реализации задач долгосрочные (несколько лет)короткие и среднесрочные (несколько месяцев)
Сфера деятельности маркетинг, реклама, брендинг, анализ рынка и потребительского поведенияуправление ресурсами, расписанием, коммуникацией и достижением задач в проекте
Чем отличается бренд менеджер от проджект менеджера

Уровень зарплаты в профессии

На HeadHunter предлагается более двух с половиной тысяч вакансий. На должности ассистента предлагается 25 000 – 30 000 рублей. Это позиция подходит для начала карьеры, так как позволит ознакомиться с главными задачами на практике.

Новички в профессии могут рассчитывать на оклад свыше 35 000 рублей. По статистике Zarplan.com, средняя зарплата составляет 122 561, а модальная 170 000 рублей. В то же время, ресурс Работа.ру озвучивает цифру в 49 000 рублей.

Заметим, что оклад зависит от размера организации и индустрии, стажа и компетенция работника. Чем крупнее организация, тем больше способна предложить. Ведь от работы сотрудника напрямую зависит привлекательность продукта в глазах потребителей.

Таким образом, на должности brand management в корпорациях работник способен зарабатывать 120 000 – 600 000 рублей в месяц. При этом имеются бонусы в виде премий за выполнение поставленных задач.

Карьерная лестница:

  • младший Бренд менеджер (Junior Brand Manager)
  • Бренд менеджер (Brand Manager)
  • старший Бренд менеджер (Senior Brand Manager)
  • главный Бренд менеджер (Chief Brand Manager)
  • менеджер по группе торговых марок (Group Brand Manager)
  • директор по маркетингу (Marketing Director)
  • директор по бренду и маркетингу (Brand and Marketing Director)
  • главный маркетинговый директор (Chief Marketing Officer (CMO)).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы Минусы
Высокая оплата трудаБольшая ответственность
Спрос на рынке трудаПостоянная слежка за трендами
Развитие навыков в маркетингеРиск неудачных маркетинговых решений
ФрилансЧасто работа под давлением
Широкие карьерные возможностиОтветственность за репутацию и успех бренда
Нет возрастного критерияКонкуренция
Возможность создавать и управлять брендомНеобходимость оперативного решения проблем
Гибкий график, удаленная работа
Работа с креативными идеями

Какие знания и навыки нужны в профессии

В профессии приветствуются разносторонние знания, так как требуется понимание маркетинга, дизайна и других направлений. Дополнительно, необходимо владеть инструментами анализа, уметь правильно распределять время и многое другое.

Главные знания и навыки в работе Бренд менеджера:

  1. Маркетинговые стратегии и концепции. Базовые принципы и методы разработки, реализации маркетинговых стратегий. Позиционирования бренда и анализа рынка.
  2. Управление брендом. Навыки создавать и управлять брендом. Разрабатывать и внедрять брендовые стратегии. Формировать имидж и узнаваемость бренда.
  3. Аналитические навыки. Проводить и анализировать маркетинговые исследования. Собирать и интерпретировать данные о рынке, конкурентах и потребителях.
  4. Понимание рынка и трендов. Знания о современных тенденциях и изменениях в отрасли. Умение анализировать рынок и предсказывать его развитие.
  5. Проектное управление. Планировать и управлять проектами. Определять цели, задачи и ресурсы. Контролировать выполнение плана и достигать поставленных результатов.
  6. Творческие навыки. Генерировать новые идеи, разрабатывать креативные концепции и рекламные кампании для продвижения бренда.
  7. Аналитика и цифровой маркетинг. Инструменты, функционал и методы цифрового маркетинга. Способность анализировать данные и метрики эффективности маркетинговых кампаний.
  8. Навыки презентации. Уметь представлять и аргументировать свои идеи, продукты или услуги перед партнерами, клиентами и командой.
  9. Понимание целевой аудитории. Знание того, как определить и понять целевую аудиторию и ее потребности.
  10. Управление временем и приоритетами. Планировать свою работу. Устанавливать приоритеты и эффективно использовать время.
  11. Визуальное мышление. Создавать, оценивать дизайн и визуальный контент.
  12. Адаптивность и гибкость. Быстро адаптироваться к изменениям и новым требованиям, готовность к постоянному обучению и развитию.

Наконец, у специалиста необходимы навыки командной работы. Так как менеджеру приходится тесно сотрудничать как с другими экспертами, так с клиентами и руководством.

Какие знания и навыки нужны в профессии

В каких сферах может работать бренд менеджер

Должность востребована практически во всех направлениях коммерческой деятельности. При этом заказчиками являются не только организации, но и частные лица. Например, при развитии личного бренда или в качестве консультанта по брендингу.

Области, в которых востребованы Бренд менеджеры:

  • маркетинг;
  • реклама;
  • PR (отношения с общественностью);
  • FMCG (бытовая химия, продукты питания, напитки);
  • медиа и развлечения;
  • розничная торговля;
  • интернет-бизнес;
  • брендинг и дизайн;
  • фармацевтическая индустрия;
  • туризм, гостиничный и ресторанный бизнес;
  • телекоммуникации;
  • косметическая и парфюмерная индустрия;
  • мода и текстиль;
  • автомобильная промышленность;
  • технологические компании;
  • спортивные бренды;
  • банковская и финансовая сфера.

Как стать бренд менеджером

Для данной профессии высшее образование имеет значение. Однако, нет узкоспециализированного направления бренд-менеджмент. Поэтому для обучения можете выбрать направление маркетинг или менеджмент, реклама или экономика и т.п.

В процессе учебы пройдете дисциплины, необходимые для освоения специальности. Вариант подходит тем, кто желает получить первое высшее образование. Если такое уже имеется, то нет нужды вновь поступать.

Решением вопроса являются онлайн курсы. Учтите, что в вузе придется учиться 4-5 лет, а по окончанию все равно проходить курсы для получения специальности. Также курсы подходят и тем, у кого нет высшего образования и нет желания тратить годы на учебу.

Заметим, что не во всех вакансиях указывается обязательным условием наличие вузовского образования. Таким образом, даже без диплома, есть вариант найти работу. Помните, что в профессии, в первую очередь, ценятся опыт и знания, а не корочка.

Нередко новички сталкиваются с частыми отказами из-за отсутствия опыта. Увы, но и фриланс для новичков не станет подспорьем, так как опять же требуется опыт и примеры работ. И в этом случае курсы являются вариантом получения опыта.

Так как в процессе обучения проводятся практические занятия, часто на реальных проектах под руководством опытного Бренд менеджера. Результаты практики сможете указать в портфолио и резюме.

Вариант с самообразованием практически обречен на фиаско, так как способен затянуться на неопределенное время. К тому же, возникают сложности с практической частью. Для начала карьерного пути подходит должность стажера или ассистента.

Это позволит влиться в профессию под руководством опытного наставника, способного объяснить и подстраховать, при необходимости. Накопив опыт и примеры работ, приступайте к поиску работы на должность Бренд менеджера.

В заключении

Относительно других профессий, бренд-менеджмент сложней в освоении, а для трудоустройства часто требуется наличие опыта. Но, сложности нивелируются адекватной оплатой и дополнительными бонусами.

Для освоения специальности желательно высшее образование. Однако, прохождение курсов целесообразно, так как сможете получить практические навыки на реальных проектах и готовые примеры для резюме.

Анна Ли Павловнаавтор-эксперт

Комментарии

Оставьте свой комментарий
Пока никто не оставил комментариев