Кто такой PR-менеджер и как им стать
PR-менеджер управляет репутацией бренда и выстраивает коммуникации с аудиторией, СМИ и партнёрами. Он работает с инфоповодами, кризисами и публичным образом компании, влияя на доверие и узнаваемость.
Вы узнаете, какие компетенции критичны для успешной работы PR-менеджера, освоите подходы к управлению репутацией и коммуникациями, а также разберётесь, где можно применять навыки и как строится карьерный путь в этой сфере.
Кто такой PR-менеджер
Когда-нибудь думали, кто распространяет истории об «успешном успехе» очередного бизнесмена, компании или товаре. Кто рассказывает, какой продукт необходим, куда поехать в отпуск и за кого голосовать на выборах.
Этими вопросами занимается сотрудник по связям с общественностью и СМИ, также известный как PR-менеджер. Пиар раздражает, вдохновляет, заставляет задуматься. Одного не должен делать PR – оставлять человека равнодушным к теме.
Работник PR-отдела ответственен за планирование и создание материалов, которые будут поддерживать или улучшать общественный имидж субъекта пиара. Впрочем, существует еще черный пиар, цель которого создать негативное мнение.
Полное название профессии: менеджер по связям с общественностью, а на английском – Public Relations Manager. На рынке труда специальность востребована практически во всех областях коммерческой и некоммерческой деятельности.
Объектом пиара являются не только люди или компании. Товары, места и события – тоже нуждаются в том, чтобы о них рассказывали. Не путайте PR и рекламу. Цель пиара не заключается в рекламе как таковой. Скорее реклама сопутствует пиару, но не всегда.

Чем занимается PR-менеджер
Менеджер управляет связью с общественностью с конкретной целью. Например, требуется рассказать о готовящейся выставке, выпуске новой модели продукта или услуге. Реклама выполняет схожую задачу, но не всегда уместна.
Во-первых, реклама отталкивает часть аудитории, формируя коммерческое представление о субъекте пиара. Если речь идет о благотворительном фонде, открытии онкологической клиники или ритуальных услугах, то классическая реклама неуместна.
Кроме того, рекламному формату присущи определенные ограничения. PR-материал способен подробно объяснить и сформировать необходимое впечатление о субъекте. Это более гибкий инструмент, чем реклама. Ненавязчивый, но действенный.
Задачи PR-менеджера сводится к тому, чтобы рассказать людям с какой точки зрения правильно смотреть на объект пиара. Хоть, официально должность появилась в начале прошлого века, профессия существует с древнейших времен.
Должностная инструкция PR-менеджера включает обязанности:
- Разработка PR-стратегии. Работа начинается с анализа субъекта пиара. Определяются сильные стороны, учитываются слабые моменты. Затем формируется стратегия, которая поможет подчеркнуть достоинства и сгладить негативные моменты.
- Планирование кампании. Сотрудник определяет, как должен писаться и где публиковать будущий материал. Планирование бюджета мероприятий, программ и т.п.
- Коммуникации со СМИ. Устанавливает и поддерживает контакты с журналистами, блогерам и представителями СМИ. Обеспечивает публикации положительных новостей и материалов о клиенте или организации.
- Создание и распространение материала. Подготовка пресс-релизов, статей, комментариев и прочих материалов для СМИ.
- Организация мероприятий и кампаний. Создание и управление кампаниями, промо-акциями и мероприятиями.
- Кризис-менеджмент. Помощь организации в решении кризисных ситуаций, создание стратегии и плана по устранению негативных последствий.
- Мониторинг и анализ. Постоянно отслеживание общественного мнения в масс-медиа. Изучение изменений мнения и корректировка PR-стратегии. В работе пиарщик использует инструменты мониторинга и анализа.
- Социальные медиа и онлайн-присутствие. Управление социальными медиа-аккаунтами компании или клиента. Мониторинг реакций, общение с подписчиками, ответы на комментарии. Здесь помощь оказывает SMM-менеджер.
- Отношения с заинтересованными сторонами. Регулярное общение с заинтересованными лицами. Например, клиентами, партнерами или инвесторами. Менеджер обеспечивает хорошие отношения и поддерживает доверие.
- Отчетность и прогнозирование. Сотрудник должен определять KPI для PR-отдела, измерять результаты и готовить отчеты по каждой PR-кампании. А также составлять прогнозы реакции общественности на действия.
Дополнительные задачи зависят от конкретной организации, целей или индустрии. Однако, главная цель остается неизменной, пиарщик обязан создать необходимое мнение у целевой аудитории. В этом менеджеру помогают другие специалисты PR-отдела.
Чем отличается PR-менеджер от бренд менеджера
PR-менеджер и бренд-менеджер – это две разные профессии. Специалисты имеют разные обязанности и направления работы. Но, оба профессионала связаны с созданием и управлением образом и репутацией организации или бренда.
| Разница | PR-менеджер | Бренд-менеджер |
| Область ответственности | PR и созданием публичного образа | управление брендом, разработка стратегии продвижения |
| Задачи | управление общественными коммуникациями и отношениями с общественностью | определение целевой аудитории, разработка маркетинговых стратегий и тактик, управление ценами, продвижение продукта, анализ конкурентной среды |
| Цель | управление репутацией организации и установление доверительных отношений с общественностью | создание узнаваемого бренда привлечение и удержание клиентов |
| Коммуникация | Масс-медиа связь с общественностью | позиционирование продукта на рынке, с задействованием отделов рекламы, маркетинга и продаж |
| Метрики успеха | медийное покрытие, репутация, общественное мнение и т.п. | продажи продукта, узнаваемость бренда, лояльность клиентов |
Подытожим, PR-менеджер занят глобальной стратегией управления образом компании в мире. А бренд-менеджер сосредоточен на работе с конкретным продуктом, который требуется реализовать на рынке.
К слову, также не путайте PR-агента и PR-менеджера. Профессии имеют схожие обязанности. Но, агент сосредоточен на работе с внешней аудитории и занят решением конкретных задач. А менеджер занят стратегическим планированием кампании.

Уровень зарплаты в профессии
Ресурс Rabota.ru указывает средний уровень зарплаты в 68 000 рублей в месяц. Поиск по сервису hh.ru выдает вакансии с зарплатой от 15 000 рублей. Отметим, что в коммерческом секторе оплата выше, чем у некоммерческих организаций.
Например, финтех организации и стартапы предлагают зарплату в 150 000 – 300 000 рублей. Агентства недвижимости обещают от 170 000 рублей. Однако, обращайте внимание на условия в вакансиях.
ГородРабот.ру определяет следующий уровень месячной зарплаты в рублях:
- средняя – 63 043;
- медианная – 55 139;
- модальная – 40 000.
В профессии присутствует перспектива карьерного роста. Работник может подниматься вверх по карьерной лестнице или перейти на смежные должности. Не прекращайте обучаться и совершенствовать навыки, чтобы расти в профессии.
Должности, на которые можете перейти пиарщик:
- PR-ассистент (PR Assistant);
- PR-специалист (PR Specialist);
- PR-координатор (PR Coordinator);
- PR-менеджер (PR Manager);
- Старший PR-менеджер (Senior PR Manager);
- PR-директор (PR Director);
- Главный PR-директор (Chief PR Officer - CPRO).
Кроме того, присутствует вариант открытия собственного PR-агентства. Также профессионалы работают преподавателями и консультантами. А эксперты в области PR становятся авторами книг и учебных пособий.
Плюсы и минусы профессии
Перефразируем известное выражение – пиарщика ноги кормят. Это хорошо отображает суть специальности, даже несмотря на обилие цифровых устройств и связь. Личные встречи, конференции и другие виды общения с живой аудиторией – часть работы.
Таким образом, преимущества и недостатки профессии складываются из отношения человека к аспектам и организации, в которой работает пиарщик. Но, есть и вполне конкретные положительные и негативные моменты, о которых стоит упомянуть.
| Плюсы | Минусы |
| Спрос на рынке труда | Конкуренция |
| Карьерный рост | Работа в стрессовых ситуациях |
| Доходность | Неопределенные рабочие часы |
| Влияние на общественное мнение | Взаимодействие с критикой |
| Разнообразие задач | Не всегда видимые результаты |
| Развитие навыков общения, отношения | Соблюдение конфиденциальности |
| Творческая работа |
Если решили стать PR-менеджером, будьте готовы к частому общению с людьми и постоянному изучению разнотипной информации. Одним это нравится, другие люди сочтут постоянно общение утомительным.
Какие знания и навыки нужны в профессии
Пиарщик обязан иметь всестороннее образование, особенно в области, которую представляет. Так как в общении с аудиторией, PR-менеджер говорит от лица компании или человека, которого представляет.
Главные знания и навыки в профессии:
- Коммуникационная стратегия. Основы стратегического планирования коммуникаций и определение целей PR-кампаний.
- Законы и этика PR. Правовые и этические аспекты PR-деятельности. Включая вопросы конфиденциальности, соблюдения норм и стандартов отрасли.
- Аналитика. Навыки анализа данных и измерения эффективности PR-кампаний с помощью метрик и инструментов аналитики.
- Психология и общественное мнение. Понимать, как формируется общественное мнение, как на него влияют различные коммуникационные стратегии.
- Медийные отношения. Основы работы СМИ. Навыки общения с журналистами, создания пресс-релизов и организации медийных событий.
- Социальные медиа. Понимание платформ социальных медиа. Навыки управления и создания контента.
- Устойчивость к стрессу. Способность сохранять спокойствие и принимать решения в ситуациях, требующих быстрого реагирования.
- Кризисное управление. Методы управления кризисными ситуациями. Создание планов кризисного реагирования и общение с общественностью в сложных ситуациях.
- Социальная и культурная грамотность. Понимание разнообразия культур и общественных ценностей для адаптации коммуникационных стратегий.
- Коммуникация. Высокий уровень навыков письменной и устной речи. Способность формулировать и передавать сообщения ясно и убедительно.
- Тайм-менеджмент. Рациональное управление временем и приоритетами для выполнения задач и соблюдения сроков.
- Отношения с целевой аудиторией. Создавать и поддерживать отношения с клиентами, СМИ, партнерами и другими заинтересованными сторонами.
- Творчество и дизайн. Навыки создания креативного контента, включая графический дизайн и видеомонтаж.
- Управление проектами. Навыки планирования и управления проектами для эффективной реализации PR-кампаний.
Список дополняется знаниями и навыками, характерными для индустрии, в которой работает PR-менеджер. Например, в службе PR ИТ-компании потребуется знание специфики отрасли и продукции.

В каких сферах может работать PR-менеджер
Пиарщики необходимы практически для всех видов организаций. В том числе государственных, общественных и некоммерческих учреждениях. Однако, должность присутствует не везде. Так как пользуются услугами PR-агентств.
Отрасли, в которых востребованы PR-менеджеры:
- корпоративные организации;
- агентства по связям с общественностью (PR-агентства);
- государственные и общественные организации;
- здравоохранение;
- образование;
- туризм и гостиничное дело;
- финтех, технологии и ИТ;
- искусство и культура;
- спорт;
- политика;
- экология и социальные организации;
- СМИ и развлекательная индустрия;
- некоммерческие организации;
- стартапы.
Сложно перечислить все области, в которых востребованы пиарщики. В зависимости от области работы задачи могут изменяться, но главная суть остается неизменной. Пиарщик может работать в штате, внештатно или в качестве фрилансера.
Как стать PR-менеджером
Если хотите освоить профессию, то имеются три пути, каждый из которых имеет достоинства и недостатки.
- Первый вариант – профильное образование в вузе. Учиться придется 4 года, не считая магистратуры, возможно на платной основе.В целом, высшее образование не обязательный критерий, но будет преимуществом во время трудоустройства. Существуют отрасли, в которых образование является обязательным условием.
- Второй вариант – онлайн-курсы. Это оптимальный выбор, так как сроки обучения меньше, чем в вузе, как и стоимость. Качество образования не уступает учебе в вузе. На курсах целенаправленно изучается специальность.Кроме того, курсы предоставляют свежую информацию. Выберите подходящий вариант и запишитесь на курсы. Если используете промо-коды или акции, то сократите стоимость учебы. Наконец, по окончанию курсов получите не только образование, но и практику.
- И последний вариант, самообразование. Продолжительность обучения напрямую зависит от человека. Усердие и грамотно составленный план изучения материала сократят срок. Литература и учебные материалы присутствуют в сети в свободном доступе.
В заключении
Не ошибемся, если скажем, что пиар существует столько же, сколько человеческая цивилизация. Профессия не потеряет актуальности и через сотни лет. Освоение специальности открывает возможность получения доходной должности.
Еще один привлекательный момент – перспектива карьерного роста и возможность перехода на смежные профессии. Начав с ассистента PR-менеджер, через несколько лет можете перейти на руководящую должность в отделе.
Комментарии