Кто такой Продакт менеджер и как им стать
Продакт менеджер управляет жизненным циклом продукта, обеспечивая его ценность для бизнеса и пользователей. Он формирует требования, работает с метриками, приоритизирует задачи и координирует команду разработки, маркетинга и аналитики.
Вы узнаете, какие ключевые навыки критичны для успешного старта в профессии, с какими трудностями сталкиваются специалисты и как выстроить устойчивую карьеру в этой области. Рассмотрим реальные примеры и методы работы продакт менеджера, которые помогут вам избежать распространенных ошибок на старте.
Кто такой продакт менеджер
Эксперт, который управляет продуктом, а также занимается созданием новых, называется product manager или продакт-менеджер. А человека, который занимается цифровыми товарами или услугами, называют digital product manager.
Под словом «продукт» понимают товар, предложение или услугу. История продакт-менеджера начинается в 1930-х годах, когда впервые слово стало упоминаться. В 1960-х годах профессия получила распространение и приобрела определенную форму.
До 30-х годов продукты создавались и продвигались преимущественно разработчиками или маркетологами, работающими отдельно друг от друга. Однако, усложнение рыночных требований привело к необходимости в появлении новой должности.

Чем занимается продакт менеджер
На плечи product-менеджера возлагается много обязанностей, связанных с управлением процессом создания товара или услуги. Однако, помимо управленческих функций, эксперт выполняет задачи по анализу, планированию и тестированию.
Должностная инструкция эксперта включает следующие задачи:
- Создание продукта. Разработка новых предложений и продвижение. Управляет ассортиментом или продуктовой линией.
- Сбор и анализ данных. Исследует рынок, собирает информацию о конкурентах, анализирует потребности клиентов.
- Планирование и приоритезация задач. Определяет, какие функции и возможности включить в продукт. Устанавливает приоритеты для разработки.
- Определение стратегии продукта. Создает стратегию предложения, определяя его цели, целевую аудиторию и конкурентные преимущества.
- Разработка бизнес-требований. Создает документацию с бизнес-требованиями. В инструкции описывает, как продукт должен работать, какие требуются преимущества и как их предоставить.
- Разработка бизнес-плана. Создает бизнес-план для предложения. План включает бюджет, стратегию маркетинга и прогнозы продаж.
- Управление разработкой. Сотрудничает с отделами дизайна и разработки. Следит за процессом, решает возникающие трудности.
- Тестирование и анализ. После выпуска продукта, отслеживает его производительность, собирает обратную связь пользователей. Используют аналитические данные для определения того, как продукт работает.
- KPI и ценообразование. Планирует KPI продукта на краткосрочной и долгосрочной основе. Проводит мониторинг исполнения KPI. Занимается ценообразованием.
- Продвижение и маркетинг. Помогает в разработке стратегии маркетинга и продвижения продукта. Также сотрудничает с командой маркетинга.
- Управление жизненным циклом. Принимает решения о том, когда добавлять новые функции, выпускать обновления. Если необходимо, завершать поддержку продукта.
- Коммуникация и согласование. Общается со стейкхолдерами, чтобы обеспечить понимание и согласованность в отношении предложения. Наиболее тесно общается с командой разработки, руководством и отделом маркетинга. Участие в переговорах с клиентами.
- Рост продукта. Стремится увеличить пользовательскую базу (Customer Development), выручку и другие ключевые показатели производительности. Создает программы по стимулированию продаж.
Чем отличается продакт-менеджер от маркетолога
Это разные профессии, но, оба специалиста могут работать над одним продуктом. Обычно, требуется слаженное сотрудничество обоих специалистов, чтобы добиться поставленных задач по выпуску товара на рынок и продвижению.
| Характеристика | Продакт-менеджер | Маркетолог |
| Основная функция | управление разработкой продукта; управление жизненным циклом; создание стратегии | разработка и реализация маркетинговых стратегий и тактик для продвижения товара или услуги |
| Ориентированность | сосредоточен на конкретном продукте, характеристиках, ценности для клиентов | сосредоточен на клиентах, потребностях и предпочтениях |
| Задачи | определение целей продукта планирование и управление разработкой; установление приоритетов для функциональных возможностей; взаимодействие с командой разработки | анализ целевой аудитории и исследование рынка; создание маркетинговых кампаний и материалов; оценка эффективности маркетинговых действий |
| Сотрудничество | с командой разработки, дизайнерами, инженерами и т.п. | с отделами продаж, рекламы, PR, аналитики и другими маркетинговыми специалистами |
| Аналитика и измерение | оценивает KPI связанные с продуктом, в том числе конверсию, удержание, прибыльность и др. | использует метрики успеха для измерения эффективности маркетинговых кампаний, ROI и другие показатели |
| Цикл работы | на протяжении всего жизненного цикла продукта, от идеи до устаревания или смены на новое предложение | маркетинговые кампании могут быть краткосрочными и охватывать разные этапы продвижения продукта |
| Исследование и анализ | анализ конкурентов, рынка, потребительских потребностей для определения стратегии | анализ конкурентов, аудитории, рынка для разработки маркетинговых стратегий. |
Кроме того, не следует путать должность с project manager. Обязанности проджект-менеджера отличаются от менеджера по продукту. Хотя в небольших компаниях функции обоих специалистов иногда выполняет один человек.

Уровень зарплаты в профессии
Поиск по hh.ru выдает 3 280 вакансий по запросу «продакт-менеджер» и 4 617 для «продукт-менеджера». Это говорит о высоком спросе на рынке труда. Очевидный вопрос – в чем разница между должностями.
Разницы нет, отличие заключается только в принятых названиях в индустриях. Так «продакт-менеджер» часто используют в ИТ-индустрии, подразумевая работу с цифровыми товарами и digital marketing.
А для «продукт-менеджера» отводится более широкий смысл, подразумевая, что в обязанности входит продакшн различной продукции, не только в сфере ИТ. Естественно, что различие профессий условное.
| Зарплата | ГородРабот.ру | Zarplan.com | Работа.ру |
| Средняя | 98 639 | 163 834 | 171 000 |
| Медианная | 76 111 | 151 000 | |
| Модальная | 100 000 |
Диапазон зарплат в вакансиях на Работа.ру 125 000 – 309 000 рублей. Из-за широких обязанностей должности, ее часто рассматривают как тренировочную площадку для руководящих должностей высшего звена в технологических компаниях.
Карьерная лестница:
- младший продакт-менеджер (Junior Product Manager);
- продакт-менеджер (Product Manager);
- старший продакт-менеджер (Senior Product Manager);
- главный продакт-менеджер (Lead Production Manager);
- руководитель отдела продакт-менеджмента (Product Management Manager);
- директор по продакт-менеджменту (Director of Product Management);
- главный директор по продакт-менеджменту (Chief Product Management Officer).
Плюсы и минусы профессии
| Плюсы | Минусы |
| Спрос на рынке труда | Ответственность за успех продукта |
| Влияние на продукт | Не всегда очевидный вклад |
| Разнообразие задач и навыков | Необходимость управлять конфликтами |
| Доходная должность | Давление и стресс |
| Развитие лидерских навыков | Постоянные изменения в работе |
| Удовлетворение от достижения целей | Работа с разными стейкхолдерами |
| Гибкий график, удаленная работа |
Какие знания и навыки нужны в профессии
В работе востребованы разносторонние знания, так как требуется понимание маркетинга, пользовательского дизайна, экономики и т.п. Чем выше компетенция, тем выше востребованность эксперта.
Приоритетные знания и навыки в специальности:
- Маркетинг и анализ рынка. Понимание маркетинга, анализа рынка и потребительского поведения. Это необходимо, чтобы определить целевую аудиторию и разработать эффективные маркетинговые стратегии. Кроме того, требуется знать методы маркетинга и продвижения продуктов.
- Бизнес и продуктовой стратегии. Базовые понятия бизнеса и экономики. Способность создавать стратегию продукта, определять бизнес-цели.
- Технические и технологические знания. Базовые знания ИТ-сферы, опыт работы с программами. Основы технических процессов и терминологии из области, связанной с разработкой продукта.
- Аналитические навыки. Уметь анализировать данные и выявлять важные тенденции и паттерны.
- Английский язык. Позволит осуществлять перевод новой информации и обновлять знания. Также английский откроет доступ на мировой рынок труда.
- Понимание бизнес-моделей. Знать виды бизнес-моделей и способы монетизации.
- UX и UI. Базовые знания пользовательского дизайна и опыта. Знания требуются для того, чтобы продукт удовлетворял потребности пользователей.
- Аналитика и метрики. Основы аналитических методов и навык использования инструментов. Требуется, чтобы измерять производительность продукта и принимать обоснованные решения.
- Управление проектами. Навык управления процессом разработки. Также следует уметь устанавливать приоритеты и следить за выполнением задач.
- Продуктовые навыки. Понимание процесса разработки продукта, от идеи до выпуска. Навык работы с методологиями, например, Agile и Scrum.
- Лидерские способности. Уметь вдохновлять и направлять команду к достижению целей.
- Решение конфликтов. Уметь разрешать конфликты и принимать трудные решения.
- Эмпатия и понимание клиентов. Способность видеть продукт глазами клиентов и учитывать их потребности.
- Тестирование и обратная связь. Уметь проводить тестирование продукта и анализировать обратную связь пользователей.
Естественно, что для работы требуются коммуникативные навыки. Профессия подразумевает управление командами, поэтому сотруднику придется много общаться и находить подход к каждому из коллег.

В каких сферах может работать продакт-менеджер
Продуктом является любое коммерческое предложение, услуга, товар. Поэтому должность востребована во всех видах бизнес-деятельности. Более того, профессионалы востребованы в общественных, государственных и некоммерческих организациях.
Продакт менеджер востребован в областях:
- технологии и информационные технологии;
- финансы и финансовые услуги;
- здравоохранение и медицина;
- образование;
- телекоммуникации;
- розничная торговля;
- медиа и развлечения;
- туризм и гостиничный бизнес;
- производство и промышленность;
- сельское хозяйство и сельское развитие;
- энергетическая отрасль и экология;
- стартапы и инновационные проекты.
Как стать продакт менеджером
Самообразование не считается подходящим вариантом для освоения специальности, если нет прочной базы знаний. Если уже работали на смежных должностях, например, маркетологом, то есть шанс самостоятельной изучить специальность.
В противном случае, обучения займет неопределенное количество времени. Другой вариант – обучение в вузе. Заметим, что высшее образование считается рекомендуемым для профессии. Но, это не главное требование при трудоустройстве.
Если решите получать высшее образование, то выбирайте направления маркетинга, менеджмента или связанных с ними дисциплин. Однако, если уже имеется высшее образование или нет возможности тратить 4 года на обучение, то выберите курсы.
Преимущества онлайн-курсов:
- Гибкость обучения. Учитесь в свободное время и в удобном месте.
- Доступность знаний. Предоставляют доступ к экспертам и материалам, которые могли бы быть недоступны в вашем регионе.
- Обновленная информация. Онлайн-курсы часто обновляются с учетом последних тенденций и новых методологий.
- Практическая направленность. Курсы включают практические задания и проекты, которые помогают применить полученные знания на практике.
- Выбор ресурсов. В сети присутствуют курсы различных уровней сложности, чтобы соответствовать знаниям и опыту учащегося.
По сравнению с вузовским обучением и самообразованием, курсы – оптимальный вариант. Но, выбирайте курсы, которые предоставляют качественный учебный материал и поддержку. Чтобы не ошибиться, почитайте отзывы людей, которые уже прошли курс.
В заключении
Профессия перспективная и востребованная на рынке труда. Спрос на экспертов продолжает расти с каждым годом и не собирается сокращаться. Если рассматриваете вариант освоения востребованной профессии, то это подходящий выбор.
Комментарии