Кто такой Комьюнити-Менеджер, чем занимается и как им стать
Комьюнити-менеджер отвечает за живое общение между брендом и его аудиторией. Он формирует сообщество, поддерживает активность, гасит конфликты и усиливает лояльность. Это работа на стыке коммуникаций, аналитики и репутационного менеджмента.
Вы разберётесь, чем комьюнити-менеджер отличается от SMM и какие задачи решает ежедневно. Ознакомитесь с уровнями дохода, карьерными перспективами и набором обязательных навыков. Получите практические рекомендации по входу в профессию и развитию в ней.
Кто такой комьюнити-менеджер
Кажется, что профессия появилась недавно. Но это не так. Просто в последнее время должность стала популярнее. Профессии не один десяток лет. Комьюнити-менеджер – это человек, объединяющий людей. Но, не из праздного интереса.
Конечно, с маркетинговой целью. Это «голос» организации. Профи создает, управляет сообществом. Оно строиться вокруг торговой марки. Цель – создать положительное мнение. Это способствует продвижению продуктов. Поддержанию обратной связи.
Различные сообщества, например, интернет-форум и социальные медиа. Профессионал работает по всем направлениям одновременно. Поддерживает активность интересными постами. Управляет конфликтами. Сглаживает острые углы. Решает проблемы.
Делает все, чтобы не допустить распространения негатива. Для стимуляции проводит мероприятия. Например, акции и розыгрыши. Это удерживает публику. Провоцирует на покупки, распространение информации. Привлекает новых участников.

Что делает комьюнити-менеджер
Список задач зависит от платформы, а также от организации. Где-то больше, в других случаях меньше обязанностей. Например, способен выполнять часть функций SMMщика. Но есть у комьюнити-менеджера обязанности, которые не меняются от условий.
Главные задачи:
- Создание сообщества. Определяет целевую аудиторию (ЦА). Создает стратегию сообщества. Делает контент. Проводит модерацию.
- Взаимодействие с участниками. Отвечает на вопросы, поддерживает общение. Создает позитивную атмосферу. Аккуратно продвигает бренд.
- Управление контентом. Создает, модерирует контент. Следит за соблюдением правил. Фильтрует негативный материал.
- Развитие, удержание аудитории. Привлекает участников. Проводит мероприятия, акции.
- Анализ обратной связи. Собирает, анализирует отзывы. Улучшает качество сообщества.
- Решение конфликтов. Разрешает конфликтные ситуации. Управляет спорами.
- Создание мероприятий. Готовит и проводит онлайн-мероприятия. Например, конкурсы, вебинары. Также организует мероприятия в офлайн.
- Интересы бренд-политики. Следит за соблюдением правил бренда. Не допускает отклонения сообщества от целей.
- Анализ данных. Определяет тенденции, потребности. Использует аналитику для определения эффективности стратегии. При необходимости вносит правки.
- Отчетность о работе. Регулярно отчитывается перед руководством. Создает отчеты и инфографику.
Чем отличается комьюнити-менеджер от SMM-специалиста
Это две смежные профессии. Оба связаны с работой в соцсетях. Однако комьюнити-менеджер также работает оффлайн. Например, организовывает встречи участников на выставках. Работа SMM проходит онлайн. Существуют и другие различия.
| Критерий | Комьюнити-менеджер | SMM-специалист |
| Основная задача | управление, развитие онлайн-сообщества | продвижение бренда в социальных медиа, реклама |
| Взаимодействие | акцент на общении с участниками, ответы на вопросы | создание и оптимизация контента |
| Конфликтология | разрешение конфликтов в сообществе | акцент меньше, фокус на рекламе и привлечении аудитории |
| Мероприятия | организация мероприятий, конкурсов, акций | участие в создании рекламных кампаний, фокус на ЦА |
| Аналитика | сбор обратной связи, анализ данных сообщества | оценка эффективности рекламных кампаний, измерение ROI |
| Временные рамки | взаимодействие в режиме реального времени | сфокусирован на создании и планировании контента в соцсетях |
| Общая цель | поддержание здорового и активного сообщества | увеличение видимости бренда, привлечение через соцсети |
Часто наблюдает совмещение профессий. Это характерно для небольших компаний. В итоге, один спец выполняет обязанности обеих профессий. Конечно, нагрузка выше. Для масштабных проектов это недопустимо. Следует четко разделять обязанности.

Плюсы и минусы профессии
Часто называют профессией будущего. Интересная, не рутинная работа. Требуется много общаться, находить общий язык с разными людьми. Но иногда сложно справиться с негативом в сообществе.
| Плюсы | Минусы |
| Интересная и творческая работа | Ненормированный рабочий день |
| Работа в различных сферах | Вероятность негатива от сообщества |
| Профессиональный рост и развитие | Конкуренция на рынке труда |
| Перспективная профессия | Необходимость постоянно быть на связи |
| Удаленная работа | Выгорание, стресс |
| Свобода действий | |
| Фриланс |
Сколько зарабатывает комьюнити-менеджер
Уровень дохода зависит от ряда факторов. Это опыт, регион работы, индустрия. Также влияет размер организации. В крупных городах и некоторых отраслях доход больше. Больше платят в IT-компаниях. Чем выше квалификация, тем больше оклад.
Средняя месячная зарплата в рублях:
- HH.ru – 75 816;
- Zarplan.com – 88 077;
- Dreamjob.ru – 76 000.
Зарплата фиксированная или вариативная. Во втором случае оклад зависит от количества подписчиков, положительных отзывов и других показателей эффективности. Помимо оклада, предлагаются бонусы, компенсация за мобильную связь и прочие плюшки.
Карьерный рост
Вопрос о карьерных перспективах неизбежен. Доступен рост в рамках одной организации. Например, занимать должности выше. Это старший комьюнити-менеджер, директор по комьюнити-менеджменту. Оклад и ответственность повышаются.
При желании можно перейти в другую организацию. Конечно, если предлагается оклад выше. Присутствует вариант смены профессии на смежные должности. Например, маркетинг, PR, реклама.
Можно развиваться в качестве фрилансера. Это позволит выбирать проекты. Работать с разными организациями. Наращивать опыт и связи. Фриланс даст больше свободы. Позволит работать удаленно. Совмещать работу с семьей.

Какие знания и навыки нужны комьюнити-менеджеру
Эмпатия – одна из необходимых черт. Требуется понимать и разделять чувства участников. Следует уметь управлять эмоциональной нагрузкой. Быть устойчивым к стрессу. Терпимо относится к негативным отзывам, высказываниям.
Главные навыки и знания:
- Понимание бренда. Знать ценности, цели организации. Уметь передавать их в сообществе.
- Психология и социология. Знать принципы межличностного взаимодействия. Понимать динамику сообществ.
- Маркетинг, онлайн-маркетинг. Знать принципы маркетинга. В том числе и в сети. Использовать инструменты для продвижения.
- Управление конфликтами. Уметь разрешать разногласия. Поддерживать позитивную обстановку.
- Технические знания. Базовые знания работы с соцсетями, форумами, каналами.
- Копирайтинг, контент-менеджмент. Уметь писать. Придумывать новые посты, мероприятия. Планировать публикацию контента. Знать SEO.
- Модерация сообщества. Уметь фильтровать контент. Поддерживать порядок в сообществе.
- Организаторские способности. Уметь организовывать мероприятия. Планировать работу, расставлять приоритеты.
- Анализ данных. Уметь анализировать данные о сообществе. Оценивать эффективность. Уметь собирать обратную связь.
- Коммуникационные навыки. Устные и письменные навыки общения.

Как стать комьюнити-менеджером
Сразу заметим, что в вузе нет такого направления. Значит ли это, что учиться в вузе не нужно. Нет, присутствуют смежные направления. Если уже учитесь, то не бросайте. А специально поступать для освоения этой профессии не имеет смысла.
Смежными являются маркетинг, реклама, связи с общественностью. Подходят журналистика и ИТ. С этих направлений легче войти в профессию. Особенно с маркетинга, который даст необходимую базу.
Впрочем, маркетологи и так востребованы. Нужно ли идти в комьюнити-менеджеры, решать вам. Но, можете иметь в виду, как запасной вариант работы. Итак, где же тогда учиться. Очень просто – на онлайн-курсах.
Много онлайн-школ предлагает обучение по этой профессии. Выбирайте ту, что больше подходит, но обязательно проверьте наличие лицензии. Так как от этого зависит легальность диплома, сертификата.
Если лицензия есть, то документ котируется на рынке труда. Подтверждает уровень знаний. Позволит устроиться в организацию, наравне с выпускниками вузов. Кстати, часто онлайн-школы помогают с трудоустройством.
Срок обучение отнимет несколько месяцев. За это время получите знания и практический опыт. Далее сможете искать работу. Если сразу не удалось найти место, то попробуйте фриланс. Вольетесь в рабочую атмосферу, начнете зарабатывать.
Улучшите навыки, появится опыт работы. Наконец, обзаведетесь полезными связями. Это облегчит дальнейшее трудоустройство. Есть еще вариант освоения профессии – самообразование. О нем поговорим обстоятельнее.
Часто считают, что самообразование бесплатный и простой способ. Увы, это не соответствует истине. Да, часть материала доступно бесплатно. Найдете даже бесплатные курсы. Но, они дают поверхностный обзор специальности.
Трудно получить полноценные структурированные знания. Об актуальности не станем говорить. Часто это перепечатка курса, написанного в n-ом году. Следующий вопрос к практике. Как применять и оценивать знаний на практике.
Сложно избежать субъективности собственного мнения. На курсах же, этим занимается преподаватель-практик. Укажет на недостатки, поправит, даст совет. Самообразование лишено этого. В итоге, самообучение затянется на неопределенное время.
В заключении
Теперь знаете, чем занимается и кто это community manager. Работа связана с людьми. Поэтому требует определенных личностных качеств. Если привлекает профессия, то освоить ее можно на курсах.
Комментарии