Кто такой Продуктовый аналитик и как им стать
Продуктовый аналитик анализирует данные о пользователях и метрики, превращая их в управленческие решения, которые помогают улучшать продукт. Он выявляет точки роста и оптимизирует продуктовую стратегию.
Вы научитесь, какие инструменты и методики необходимы для старта, а также какие навыки особенно востребованы на рынке труда. Мы расскажем, как развивать карьеру аналитика, в чем заключаются его основные задачи и чем он отличается от других специалистов.
- Кто такой продуктовый аналитик
- Чем занимается продуктовый аналитик
- Чем отличается продуктовый аналитик от бизнес аналитика
- Уровень зарплаты в профессии
- Плюсы и минусы профессии
- Какие знания и навыки нужны в профессии
- В каких сферах может работать продуктовый аналитик
- Как стать продуктовым аналитиком
- В заключении
Кто такой продуктовый аналитик
Компания, выпуская на рынок новый продукт, следит за реакцией потребителей, оценивает спрос и возможности для улучшения. Эти обязанности выполняет отдельный сотрудник – продуктовый аналитик или product analyst, не путать с market analyst.
Из названия профессии видно, что главная задача – анализ данных. Целью анализа являются направления, отражающие реакцию потребителей на товар или услугу. В итоге, сотрудник выясняет, нравится продукт или нет.
Основываясь на фактической информации и аналитических выводах, ищет варианты и помогает принять решения, которые позволят улучшить продукт. Это, в конечном итоге, приводит к повышению продаж и росту прибыли организации.
Чем занимается продуктовый аналитик
На плечи сотрудника возлагается ряд задач, которые связаны с анализом и подготовкой информации для принятия решения. Сложно переоценить роль профессионала в коммерческой деятельности организации, так как его отчеты влияют на продукт.
Главные задачи продуктового аналитика:
- Сбор и анализ данных. Собирать и обрабатывать данные о продукте, такие как пользовательские действия, метрики использования, конверсии и другие ключевые показатели.
- Анализ пользовательского поведения. Определять, как потребитель взаимодействует с продуктом. Определять слабые места, исследовать путь пользователя, и находить препятствия, мешающие достижению целей.
- Оценка производительности продукта. Оценивать, насколько продукт соответствует бизнес-целям. Здесь требуется анализировать метрики и показатели, определять уровень удовлетворенности пользователей.
- Улучшение пользовательского опыта. Проанализировать интерфейс продукта и взаимодействия пользователей с ним. По возможности, внести улучшения в UI, чтобы улучшить UX.
- Разработка и тестирование гипотез. Создавать и проводить A/B-тесты и эксперименты, чтобы проверить эффективность гипотез по оптимизации.
- Исследования рынка. Изучать рыночные тенденции, конкурентов и новые технологии. Это помогает определить способы улучшения продукта и повысить показатель удовлетворенности потребителя. А довольный клиент – постоянный клиент.
- Прогнозирование и моделирование. Использовать статистические методы и модели для прогнозирования тенденций, спроса и поведения пользователей.
- Отчетность и визуализация. Строить графики, вести учет, создавать дашборды и отчеты для других отделов, которые примут решения на основе предоставленной информации.
- Поддержка принятия решений. Помочь сотрудникам принимать стратегические решения на основе полученной информации.
- Мониторинг изменений и результатов. Проверять изменения после принятия решения, отслеживать изменения тенденции и показателей метрик, своевременно сообщать о ключевых переменах.
- Сотрудничество с отделами. Эксперт обязан уметь продуктивно общаться с сотрудниками других отделов, например, с дизайнерами, менеджерами или разработчиками. Командная работа помогает удерживать клиентов и привлекать новых.
Должность необходима для разработки, совершенствования продукта и повышения конкурентоспособности. Все указанные мероприятия помогают повысить спрос и продажи, обеспечивая коммерческий успех и развитие организации.

Чем отличается продуктовый аналитик от бизнес аналитика
Это разные должности, у которых присутствуют точки соприкосновения на профессиональном поле. Оба сотрудника необходимы для создания востребованного продукта и удержания клиентов.
Бизнес-аналитик выполняет общие задачи по улучшению бизнес-процессов, а продуктовый аналитик работает с конкретным продуктом. Однако, на этом различия должностей не заканчиваются.
| Различия | Продуктовый аналитик | Бизнес-аналитик |
| Область деятельности | анализ продуктов и сервисов компании | анализ бизнес-процессов |
| Область ответственности | конкретные продукты или сервисы | различные бизнес-подразделения |
| Используемые методы и инструменты | анализ пользовательских данных, A/B-тестирование, когортный анализ | бизнес-моделирование, SWOT-анализ, анализ структуры рынка |
| Цель работы | улучшение продуктов и их успех на рынке | улучшение эффективности и прибыльности компании |
Отметим, что в компаниях часто пересекаются роли и обязанности этих профессионалов. Так на одного аналитика могут возлагаться обязанности обоих профессий. Но, чем больше организация, тем четче необходимо разделять сферы работы сотрудников.
Уровень зарплаты в профессии
Сервис hh.ru по запросу «продуктовый аналитик» предлагает 12 111 вакансий. Заметим, что в поисковой выдаче присутствуют вакансии по другим профессиям, связанным с аналитикой. Например, бизнес-аналитики, аналитики данных, даже товарные менеджеры.
Таким образом, внимательно изучайте вакансии. Зарплата стажера на удаленке начинается от 45 000 рублей. Ресурс Zarplan.com определяет средний показатель зарплаты в 188 191, а модальный в 195 000 рублей в месяц.
Зарплаты различаются от индустрии. Например, в финансовом секторе ставка выше, чем у малого бизнеса. Профессия имеет перспективу карьерного роста и возможность перехода на другие должности, например, на торгового представителя или финансового аналитика.
Карьерный рост аналитика:
- главный продуктовый аналитик;
- директор аналитики продукта;
- вице-президент аналитики;
- главный аналитик данных;
- аналитик продуктовой стратегии;
- аналитик бизнес-развития;
- руководитель команды аналитики продукта;
- аналитик рыночных исследований;
- старший аналитик венчурного фонда;
- аналитик оптимизации пользовательского опыта.

Плюсы и минусы профессии
Доходность, карьерный рост и востребованность на рынке труда – это лишь одна сторона профессии. В работе продуктового аналитика присутствуют плюсы и минусы. Важно учитывать все аспекты при выборе карьеры.
| Плюсы | Минусы |
| Спрос на рынке труда | Конкуренция |
| Возможность карьерного роста | Монотонность в анализе данных |
| Конкурентоспособная зарплата | Давление и стресс при неудачах |
| Бонусы и премии | Работа с переменным успехом продукта |
| Удаленная работа, гибкий график | Временные проекты и сезонные колебания |
| Фриланс | Требования к точности и детализации |
| Возможность специализации |
Специальность требует внимательности, сосредоточенности и ответственности, так как от решения зависит судьба продукта и доход компании. Однако, это компенсируется конкурентоспособной заработной платой.
Какие знания и навыки нужны в профессии
Специальность требует наличие разностороннего образования и навыков как в области IT, так и других направлениях. По этой причине сложно освоить специальность с нуля, не имея представления об IT, маркетинге и т.п.
Главные знания и навыки в профессии:
- Аналитические навыки. Способность анализа данных и выявление важных закономерностей. Понимание статистических методов и инструментов анализа данных. Умение анализировать большие объемы информации, выявлять тренды и понимать, какие показатели важны для принятия решений.
- Бизнес-ориентированный подход. Понимание бизнес-модели компании и того, как продукт взаимодействует с этой моделью. А также целей продукта и способность анализа данных с точки зрения их влияния на бизнес-показатели.
- Технические навыки. Основное понимание технических аспектов разработки продукта и использование инструментов анализа данных. Базовые знания Excel, SQL, Python или R. Знать функционал и опыт работы с Google Analytics, Mixpanel, Amplitude и другими.
- Понимание продуктовой разработки. Знание основных этапов разработки продукта, включая проектирование, разработку и тестирование.
- Управление продуктом. Знание методологий управления продуктом, таких как Agile или Scrum.
- Исследовательские навыки и аналитическое мышление. Способность проводить исследования рынка и пользовательского опыта, включая интервью, опросы и тестирование. Ставить цели и строить гипотезы для анализа данных, определять главные метрики и показатели успеха.
- Визуализация данных. Навыки визуализации данных для создания информативных отчетов и презентаций.
- Понимание пользовательских потребностей. Способность понимать и анализировать потребности и ожидания пользователей.
- Коммуникационные навыки. Навыки продуктивного общения с разными участниками проекта, включая разработчиков, дизайнеров и менеджеров. Способность ясно объяснять информацию, проводить презентации и составлять отчеты.
- Техническое понимание продукта. Знание технических аспектов продукта или сервиса, с которыми работает аналитик.
- Метрики и KPI. Понимание ключевых показателей эффективности продукта и способность определять их.
- Анализ конкурентной среды. Способность анализировать действия конкурентов и определять стратегические преимущества.
- Проектирование экспериментов. Умение создавать и проводить эксперименты для оценки гипотез и улучшения продукта.
- Понимание UX/UI. Знание принципов юзабилити и дизайна интерфейса. Базовое понимание пользовательского опыта, навыки анализа UX, поведения и предложения улучшений.
- Умение работать в команде. Готовность сотрудничать с менеджерами продукта, дизайнерами, разработчиками и другими участниками процесса создания продукта.
Также потребуются специализированные навыки и знания технологий в зависимости от области работы сотрудника. Например, знание игровой индустрии, области мобильных разработок и т.п.

В каких сферах может работать продуктовый аналитик
Аналитики требуются там, где организация предлагает какой-либо продукт. В свою очередь, продукт – это не только товар, но и услуги. Кроме того существуют коммерческие и некоммерческие продукты.
Например, в государственном секторе, в сфере образования или здравоохранения предлагаются некоммерческие продукты. Во всех случаях нужны аналитики, которые смогу оценить эффективность и предложить варианты для оптимизации.
Продуктовый аналитик может работать в следующих сферах:
- интернет-маркетинг;
- электронная коммерция;
- мобильные приложения;
- игровая индустрия;
- финансовые услуги;
- здравоохранение;
- образование;
- телекоммуникации;
- социальные медиа;
- туризм и гостиничный бизнес;
- производство;
- государственный сектор.
Как стать продуктовым аналитиком
Законченное образование по направлениям информатика, бизнес-анализ или экономика облегчит процесс освоения профессии. Но, не является обязательным требованием. Часто в аналитику приходят без высшего образования со смежных профессий.
Онлайн-курсы предоставляют необходимые знания и навыки, при этом экономят время и средства. Если в институте придется учиться 4-6 лет, то продолжительность курсов составляет несколько месяцев.
Курсы дают структурированные полноценные знания конкретно по изучаемой специальности. Не забудьте воспользоваться скидкой или промокодом, чтобы снизить стоимость обучения.
Начните с изучения отзывов и рейтингов онлайн-платформ и учебных заведений. Уделите внимание содержанию курса и возможности получения практического опыта. Так выберите программу, которая подходит вашим целям и бюджету.
По окончанию курсов, человек получает не только актуальные знания, но и практику, которая необходима в профессии. Далее попробуйте устроиться работать стажером или помощником аналитика, чтобы накопить опыт и поучаствовать в реальных проектах.
Вариант самообразование подходит не для всех, так как требует времени, сосредоточенности и усидчивости. Однако, необходимый учебный материал в свободном доступе присутствует в сети. Главное, никогда не прекращайте учиться.
В заключении
Профессии, связанные с аналитикой, сложные и требуют серьезного отношения во время обучения. Однако, для освоения специальности не требуется высшего образования и допустим вариант перехода из смежной профессии.
Знание английского языка позволит знакомиться с новой отраслевой информацией и выйти на мировой рынок труда. Специальность доходная и востребованная. Более того, спрос на профессионалов продолжает расти, не сбавляя темпы.
Комментарии