Кто такой Блоггер и как им стать
Блогер - это не только контент, но и системная работа с аудиторией, форматами и аналитикой. Доход здесь зависит не от удачи, а от стратегии, регулярности и умения выстраивать личный бренд.
Вы узнаете, какие навыки критичны для успешного ведения блога, освоите методы работы с контентом и аудиторией, а также разберётесь, как строить личный бренд и развиваться в выбранном направлении.
Кто такой блоггер
Человек, который создает авторский контент и публикует его на собственном ресурсе – блоге или канале называется блогером или блоггером. Но, не каждый создатель авторского контента считается блогером. Также как не каждый блоггер является автором.
Несмотря на то, что первые блоги появились еще в начале 90-х годов, до сих пор нет определенности в формулировки профессии. Более того, в ряде стран, в том числе и в РФ, профессии «блогер» юридически не существует. Но, физически блоггеры есть.
Как правило, это самозанятые или индивидуальные предприниматели. Чтобы разобраться в ситуации со специальностью, требуется определиться с тем, что представляет собой блог. Изначально это персональный сайт, в котором автор регулярно публикует статьи.
С развитием Интернета, статичный сайт превратился в динамичный ресурс, затем в систему CMS. Текстовые статьи начали дополняться картинками, фото и видеороликами. Затем появились сервисы, например, Blogger, позволяющие быстро создать блог.
Появление социальных сетей и видеохостингов открыли новые возможности и направления – микроблогинг, видеоблогинг. Но, несмотря на активное развитие, оставалось пренебрежительное отношение к профессии, расценивая ее как хобби.
Сейчас отношение стало другим и блогерство представляет перспективную и доходную профессию. Кроме того, специальность позволяет получить популярность, влиять на мнение людей и работать удаленно, независимо от местоположения.

Чем занимается блогер
Главная задача блогера – регулярно создавать контент. Что является полноценной работой, так как требует постоянной вовлеченности в тематику, поиск и сбор информации, формирование и публикацию готового материала.
Задачи блогера:
- Создание контента (видео, статьи, фото и др.).
- Взаимодействие с аудиторией.
- Продвижение своего блога или канала.
- Анализ и оптимизация контента на основе обратной связи и статистики.
- Сотрудничество с брендами и рекламодателями.
- Участие в событиях и мероприятиях, связанных с блоггингом.
- Постоянное изучение новых тем и трендов для создания актуального контента.
Таким образом, помимо творчества, человеку необходимо разбираться в аспектах создания контента, аналитике, маркетинге и других направлениях. Отметим, что специальность подразделяется по формату контента.
Классификация по формату контента:
- текстовые блоггеры;
- видео-блоггеры (влоггеры);
- фото-блоггеры (инстаграмеры);
- подкастеры;
- твиттер-блоггеры, Facebook-блоггеры;
- микро-блоггеры.
Цели и структура контента различаются в зависимости от выбранного направления. Например, тематикой может быть кулинария, обзоры техники, новости, аналитика и т.п. Постоянно появляются новые ниши и направления.
Чем отличается блогер от журналиста
Это различные профессии, которые имеют схожие аспекты и интересы. Часто журналисты ведут блоги, а блогеры получают журналистское образование. Кроме того, во многих странах блоги законодательно причисляются к средствам СМИ.
| Характеристика | Блогер | Журналист |
| Цель | личная публикация мнений и контента на своих платформах | создание информационных материалов для массовых СМИ |
| Профессиональное образование | не требуется, часто люди с разным образованием могут стать блогерами | обычно имеют журналистское образование |
| Редактирование и факт-чекинг | допускается ограниченный контроль над точностью информации | стремятся к высокому уровню точности и проверке фактов |
| Субъективность | допускается выражать субъективные мнения и точки зрения | стремятся к объективности и нейтральности |
| Сроки и дедлайны | допускается работать без жестких сроков и графиков | часто работают с жесткими сроками и графиками |
| Ресурсы и поддержка | часто сами управляют своими платформами и ресурсами | имеют доступ к ресурсам и поддержке медиаорганизации |
| Этика и стандарты | допускается иметь свои собственные этические нормы | следуют профессиональным журналистским стандартам |
| Работа с информацией | допускается комментировать новости и события, но без обязательства исследовать их глубже | исследуют, проверяют и анализируют информацию перед публикацией |
| Заработок | зарабатывают через рекламу, спонсорские соглашения и продажу собственных продуктов | получают заработок от медиакомпаний и агентств |
Уровень зарплаты в профессии
Понятия средний уровень зарплаты блогера не существует, так как нет официальных должностей для специальности. На hh.ru нет вакансий для блогеров. Аналогичная картина на других сервисах. Присутствует только должность менеджера по работе с блогерами.
Но, остается вопрос, сколько зарабатывают блогеры. Заработок автора канала складывается из нескольких источников. Количественный показатель дохода зависит от ряда параметров, включающих популярность, аудиторию, вид рекламы и т.п.
Виды заработка блоггера:
- реклама;
- спонсорские контракты;
- аффилиат-маркетинг;
- продажа собственных продуктов или услуг;
- пожертвования от подписчиков;
- продажа физических товаров (магазин);
- участие в мероприятиях и выступлениях;
- продажа лицензий на контент;
- партнерские программы;
- продажа авторских прав.
Исследование блогосферы газетой «Ведомости» показали, что средний доход зарегистрированных блогеров в первом квартале 2023 года составил 57 100 рублей. Хотя, другие источники, включая РБК, озвучивают цифры в 200 000 – 300 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии
Ошибочно думать, что блогерство – легкая профессия, в которой работаешь от случая к случаю. В таком случае и заработок будет от случая к случаю. Тем не менее, в работе имеется ряд положительных, также как и отрицательных моментов.
| Плюсы | Минусы |
| Творческая свобода | Неустойчивый доход |
| Возможность заработка на контенте | Необходимость постоянного создания контента |
| Гибкий график работы | Конкуренция в сфере блогинга |
| Возможность влияния на аудиторию и обмен опытом | Отсутствие страховки и социальных льгот |
| Саморазвитие и изучение новых навыков | Нагрузка на психологическое и эмоциональное состояние |
| Возможность сотрудничества с брендами и компаниями | Ответственность перед аудиторией и возможность негативных комментариев |
| Удаленная работа |
Какие знания и навыки нужны в профессии
Для работы требуется знание сферы ИТ и выбранного направления. Уровень знаний в направлении влияет на качество производимого контента. Иначе дело обстоит, если блог является проектом, где блогер лишь лицо, а контент создает отдельная команда.
Главные знания и навыки в профессии:
- Создание контента. Создавать контент в виде видеороликов, фотографий, текстовых записей и графики, учитывая спрос и конкуренцию в выбранной нише.
- Редактирование контента. Основы редактирования контента, включая обработку фотографий и видеомонтаж.
- Копирайтинг и рерайтинг. Навыки написания интересных и информативных текстов для блога или подписей к контенту.
- Понимание аудитории. Умение анализировать свою аудиторию, интересы и потребности.
- Публичные навыки. Уверенное выступление перед камерой или в публичных выступлениях, а также навыки общения с аудиторией.
- Социальные навыки. Живое общение с подписчиками, отвечать на комментарии.
- Поиск и исследование тем. Умение находить актуальные и интересные темы для контента.
- Маркетинг, SMM и платформы. Основы маркетинга и продвижения в социальных медиа. Также потребуются знание социальных медиа-платформ и методов продвижения.
- Аналитика и оптимизация. Умение анализировать статистику и метрики для оптимизации контента и стратегии.
- Технические навыки. Знание оборудования, программного обеспечения и платформ, необходимых для создания контента.
- Управление временем. Организация рабочего времени и планирование контента.
- Этика и правовые нормы. Понимание правил и законов в сфере контента, включая авторские права и правила социальных медиа-платформ.
- Устойчивость к стрессу. Уметь адекватно переносить критику и негативные отзывы.
Список дополняет требованиями в зависимости от конкретной ниши и платформы. Например, владельцы образовательных каналов, обязаны разбираться в выбранной области знаний, а бьюти-блогеры в сфере моды и красоты.
В каких сферах может работать блогер
Специальность позволяет выбрать сферу работы, согласно интересам и знаниям. Присутствуют варианты, когда один блогер работает в нескольких смежных направлениях. Но, часто специализируются на конкретной теме.
Популярные направления блогинга:
- игры и гейминг;
- мода и красота;
- путешествия;
- кулинария и рецепты;
- фитнес и здоровье;
- технологии и гаджеты;
- материнство и дети;
- лайфстайл и путешествия;
- дом и интерьер;
- музыка и развлечения;
- образование и саморазвитие;
- финансы и инвестиции;
- юмор и развлечения;
- экология, защита природы и животных;
- другие узкоспециализированные темы.

Как стать блогером
Чтобы освоить специальность не требуется высшее образование. Однако, блоггер или блоггерша должны разбираться в основах IT. Так как вся работа происходит в сети. Неважно, публикует рисунок, фото или видео, нужно знать, как и где это делать.
Часто блоггерами становятся самоучки, энтузиасты, решившие монетизировать личные знания или персону. Оптимальный вариант входа в профессию – онлайн-курсы. Метод требует меньших затрат времени, чем самообразование.
Продолжительность курсов составляет 4-6 месяцев. За это время учащийся освоит необходимые навыки и знания не только в теории, но и на практике. Отметим, что по данному направлению курсы недорогие и часто предлагаются скидки и акции.
Помните, что блоггерство означает постоянное саморазвитие и совершенствование контента. Стать блоггером несложно, сложно привлечь и удержать аудиторию. А это постоянная работа и совершенствование.
Алгоритм по освоению специальности:
- Выберите тему. Прежде всего, определитесь с областью и направлением, в котором присутствуют знания и желание развиваться. Например, интересует биография актеров или музыкантов, выбирайте направление кинобизнеса или шоу-бизнеса. Определите собственную роль в нише – критик, обозреватель, историк и т.п.
- Создайте платформу. Начните с регистрации аккаунтов на платформах, где собираетесь размещать контент. Также определитесь с подвидом специальности. Например, видеоблогеры выбирают YouTube и другие популярные видеохостинги. Для текстовых блогов подходят социальные сети или сайты на базе WordPress и т.п.
- Определите стиль контента. Разработайте уникальный стиль и подход к созданию контента. Это может включать в себя типы публикаций, частоту обновлений и т. д.
- Обеспечьте качество контента. Инвестируйте время в создание качественного и интересного контента. Это может включать в себя фотографии высокого разрешения, если это видеоконтент, то хороший звук и привлекательное оформление.
- Поддерживайте стабильность публикаций. Регулярность важна для удержания и привлечения новых подписчиков. Помните, чем больше аудитория, тем выше доход.
- Взаимодействуйте с аудиторией. Отвечайте на комментарии, проводите опросы, задавайте вопросы своей аудитории для вовлечения.
- Сетевой маркетинг. Общайтесь с другими блогерами, ютуберами и целевой аудиторией, чтобы расширить вашу сеть и увеличить область влияния.
- Работайте над продвижением. Используйте хэштеги, SEO-оптимизацию, сотрудничество с другими блогерами или брендами для увеличения видимости контента.
- Анализируйте результаты. Применяйте аналитику для отслеживания эффективности контента и внесения корректировок в стратегию. Если не знаете, как работать со статистикой, то руководство можете скачать в сети.
- Будьте терпеливыми и настойчивыми. Успех в блогинге приходит не моментально. Требуется время и усилия для построения аудитории и признания.
В заключении
Блогинг – многогранная и творческая специальность, способная приносить серьезный доход. Но, успех в направлении зависит от усердия, знаний и навыков блогера. Для освоения профессии не требуется высшего образования, достаточно пройти курсы.
Комментарии