Кто такой Финансовый директор и как им стать

Финансовый директор – казначей компании, который знает, на что тратиться каждая копейка организации. Какие задачи у финдиректора, сколько зарабатывает и как освоить непростую профессию – об этом читайте в статье.

Анна Ли Павловнаавтор материала

Кто такой финансовый директор

До определенного момента роста компании, собственник способен самостоятельно контролировать финансы. Но, когда организация расширяется, возникают трудности с контролем денежного потока. В этом случае на помощь приходит финансовый директор.

Таким образом, Chief Financial Officer или сокращенно CFO берет на себя бремя контроля и распределения бюджета. По иерархии, директор обязан подчиняться вышестоящему руководящему составу и регулярно отчитывается о расходах и доходах.

История профессии связана с развитием современной корпоративной структуры и управления. За последние десятилетия специальность стала все более востребованной и престижной.

Это связано с развитием глобализации и финансовых рынков. А также с увеличением сложности фин. операций. В итоге, компании начали осознавать важность присутствия в штате квалифицированного финансового руководителя.

Кто такой финансовый директор

Чем занимается финансовый директор

Руководитель несет ответственность за управление активами и фин. стратегию организации. К слову, не следует путать должность со специальностью функциональный директор. Так как обязанности сотрудников серьезно различаются.

Главные задачи финдиректора:

  1. Финансовое планирование. Разрабатывает стратегический и операционный фин. план организации. В том числе бюджетирование, прогнозирование доходов и расходов.
  2. Управление бухгалтерией. Надзирает за фин. отчетностью, бухгалтерским учетом и документацией организации. Контроль включает подготовку отчетов. Например, баланс, отчет о прибылях, убытках и денежном потоке.
  3. Финансовый анализ. Анализирует фин. производительность организации, оценивает инвестиционные возможности и предостерегает от рисков.
  4. Управление капиталом. В том числе управление долгом и акциями. Это важно для обеспечения достаточной ликвидности и фин. устойчивости.
  5. Управление налогами. Занимается налоговым планированием, чтобы организация могла снизить свою налоговую нагрузку в соответствии с законом.
  6. Рисковый менеджмент. Помогает идентифицировать и управлять фин. рисками.
  7. Взаимодействие с инвесторами. В публичной организации, руководитель ответственен за общение с инвесторами и аналитиками, предоставление информации о результатах и стратегиях.
  8. Финансовые стратегии. Создает и реализует фин. стратегии, которые помогают организации достичь своих целей и миссии.
  9. Управление командой. Нанимает, управляет и развивает команду финотдела, включая бухгалтеров, аналитиков, менеджеров и других экспертов.

Заметим, что финдиректора подотчетны как самой организации, так и различным регуляторам и органам власти. Например, в публичных компаниях руководитель отчитывается еще и комиссии по ценным бумагам и биржам.

За что отвечает финансовый директор

В традиционном понимании профессии перед директором стояли три основные задачи – бухгалтерские и корпоративные отчеты, фин. отчетность и соблюдение законодательства. Но за последние годы роль руководителя претерпела серьезные изменения.

Роль финдиректора стала двоякая. Во-первых, сотруднику необходимо контролировать фин. деятельность организации. Отвечать за специалистов по финансам и бухгалтерскому учету, выполняющих операционные функции.

Во-вторых, от CFO требуется выступать в роли стратегического консультанта для генерального директора и коллег из высшего руководства. Часто ложится ответственность за обеспечение адекватной оценки и снижения рисков.

А также за соблюдение применимых нормативных или других законодательных требований. Стало нормой требование участие CFO в стратегическом планировании. В итоге, роль и обязанности сотрудника существенно расширились.

Директор по финансам отвечает за следующие моменты:

  • финансы;
  • бухгалтерия;
  • налоги;
  • финансовое и стратегическое планирование;
  • управление капиталом;
  • рисковый менеджмент;
  • финансовый анализ.
За что отвечает финансовый директор

Чем отличается финансовый директор от коммерческого директора

Это разные должности. Финансовый директор (CFO) и коммерческий директор (CCO) выполняют разные роли в организации и обладают разными обязанностями. Но, оба сотрудника необходимы для успешной работы компании.

Характеристика Финансовый директор (CFO) Коммерческий директор (CCO)
Область ответственности финансы;

бухгалтерия;

налоги;

финансовое планирование;

управление капиталом;

рисковый менеджмент;

финансовый анализ;

стратегическое планирование;

коммерческая стратегия;

продажи;

маркетинг;

управление клиентскими отношениями;

бизнес-развитие;

Главная цель обеспечение финансовой устойчивости, оптимизация фин. процессов, снижение рисковразвитие и рост бизнеса, увеличение прибыли и доли рынка, управление бюджетом
Роль в стратегическом планировании участвует в разработке и реализации фин. стратегий организациииграет главную роль в разработке и выполнении коммерческой стратегии
Взаимодействие с инвесторами и клиентами отвечает за фин. отчетность для инвесторов и фин. институтоввзаимодействует с клиентами, партнерами, разрабатывает предложения для клиентов
Отчетность подготавливает фин. отчеты и анализирует фин. показателиотвечает за результаты коммерческой деятельности, включая выручку, прибыль и KPI
Управление финансовой командой нанимает, управляет и развивает бухгалтеров и сотрудников финотделаможет иметь команду по продажам, маркетингу, бизнес-развитию
Ответственность за бюджет участвует в разработке и управлении бюджетом организацииразрабатывает и управляет коммерческим бюджетом, включая расходы и доходы.

Уровень зарплаты в профессии

Поиск по hh.ru выдает полторы тысячи вакансий по специальности. На должности помощника на предприятии предлагается 20 000 – 45 000 рублей. Вакансия подходит для новичков, так как позволит изучить функционал и особенности работы.

Всегда лучше входить в новую специальность с должности помощника или стажера. В этом случае меньше полномочий, но будете работать под руководством опытного наставника. Это обеспечит не только получение опыта, но и профессиональные связи.

Зарплата ГородРабот.ру Zarplan.com Работа.ру
Средняя 104 618215 317137 000
Медианная 62 722171 000
Модальная 100 000

Карьерная лестница и перспективы руководителя:

  • бухгалтер (Accountant);
  • финансовый аналитик (Financial Analyst);
  • главный бухгалтер (Chief Accountant);
  • финансовый контролер (Financial Controller);
  • финансовый менеджер (Financial Manager);
  • финансовый директор (Financial Director);
  • главный финансовый директор (Chief Financial Officer, CFO);
  • генеральный директор (Chief Executive Officer, CEO);
  • президент компании (Company President);
  • управляющий директор (Managing Director);
  • финансовый консультант (Financial Consultant);
  • преподаватель финансовых курсов (Finance Professor);
  • партнер инвестиционной фирмы (Investment Firm Partner).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы Минусы
Высокая заработная платаОтветственность за финансы компании
Широкие карьерные возможностиПостоянное давление и стресс
Влияние на стратегию компанииПостоянное обучение и обновление знаний
Работа с ключевыми бизнес-процессамиДолгие рабочие часы и жертвы личной жизни
Продвижение в руководящие должностиФинансовые риски, нестабильность и экономические кризисы
Развитие навыков управления и анализаПотребность в технической экспертизе и программном обеспечении
Понимание фин. составляющей бизнесаСложность взаимодействия с разными отделами компании
Работа с бюджетами и фин. планированиемСоблюдения строгой деловой и финансовой дисциплины
Перспектива участия в стратегических решенияхВысокие требования к профессионализму и этичности
Участие в финансовом моделировании и анализе инвестицийНеобходимость принимать непопулярные решения
Удаленная работа, аутсорсинг
Плюсы и минусы профессии

Что должен знать финансовый директор и какими навыками обладать

В профессии требуются обширные знания в области экономики, менеджмента и финансов. Помимо коммерческих, также требуются некоммерческие знания, которые необходимы для стратегического планирования.

Главные задачи и навыки в профессии:

  1. Финансовая отчетность. Понимание фин. отчетности – баланс, отчет о прибылях и убытках, о движении денежных средств и об изменениях в капитале. Знать способы анализа и интерпретации финансовой информации.
  2. Финансовая стратегия. Знать и уметь разрабатывать стратегии. Уметь определять цели по доходам, прибылям и долгосрочному фин. планированию.
  3. Управление бюджетом. Основы создания и мониторинга выполнения бюджетов, корректировка фин. планов по мере необходимости.
  4. Налоговое право. Знание налоговых законов и нормативов. Уметь оптимизировать налоговые обязательства организации.
  5. Управленческий учет. Знать методы управленческого учета. Уметь применять методы для принятия стратегических решений.
  6. Финансовые рынки и инвестиции. Знать фин. инструменты, инвестиционные стратегии. Уметь управлять портфелем инвестиций.
  7. Аналитические навыки. Уметь анализировать фин. данные, выявлять тренды, определять ключевые показатели и прогнозировать результаты.
  8. Риск-менеджмент. Оценивать и управлять финансовыми рисками. Например, управлять валютным, процентным или рыночным рисками.
  9. Корпоративное финансирование. Знать способы привлечения капитала. Например, эмиссия акций и облигаций, займы и финансирование проектов.
  10. Навыки презентации. Умение четко и убедительно представлять финансовую информацию и стратегические планы.
  11. Этика и законность. Знать нормативы и этические стандарты в финансовой сфере. Соблюдать правовые требования и нормы. А также высокие стандарты этики и целостности при управлении капиталом и активами организации.
  12. МСФО стандарты. Знать международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и применение в международном бизнесе.
  13. Управление проектами. Навыки планирования и выполнения финансовых проектов. В том числе слияния и поглощения, капитальные инвестиции и реструктуризацию.
  14. Управленческие навыки. Уметь руководить финотделом и командой. А также принимать стратегические решения, оптимизировать бизнес-процессы.
  15. Принятие решений. Уметь принимать сложные фин. решения, основанные на данных и анализе рисков.
  16. Технические навыки. Опыт работы с финансовыми системами и программами, например, ERP (Enterprise Resource Planning).
  17. Управление стрессом. Уметь справляться с высокими нагрузками, ненормированным рабочим днем и со стрессом.
  18. Коммуникативные навыки. Продуктивно общаться с руководством, советом директоров и внешними стейкхолдерами.
  19. Адаптивность и обучаемость. Постоянно изучать новую информацию, совершенствоваться в профессии, знать тенденции. А также уметь подстраиваться к изменениям на рынке и в организации.

Как стать финдиректором

Работа тяжелая и требует большого объема знаний из различных областей. Поэтому самостоятельное освоение специальности практически невозможно, если ранее не работали на смежных должностях.

Самостоятельно освоить должность способны главные бухгалтеры, финансисты, менеджеры высшего звена или экономисты. Не имея базовых познаний в области финансов и экономики, а также менеджмента, не получиться изучить специальность.

Поэтому, для профессии высшее образование является рекомендуемым. Часто в вакансиях указывается в качестве требования наличие образования. Другой вариант освоения профессии являются онлайн-курсы.

Обратим внимание, что курсы предлагаются для тех, кто желает сменить профессию или подняться по карьерной лестнице. Курсы подходят для людей, которые уже работают на должности, связанной с финансами, например, бухгалтерам или фин. менеджерам.

Главные преимущества курсов:

  • получение специализированных знаний;
  • гибкий формат обучения;
  • актуальные знания, общение с экспертами;
  • практические занятия, создание портфолио;
  • работа с реальными проектами;
  • диплом, сертификация или помощь в получении международного сертификата.
  • помощь в трудоустройстве;
  • небольшая продолжительность обучения.

Таким образом, прохождение курсов позволит быстро освоиться в профессии, имея на руках готовые работы для портфолио. Также рекомендуется пройти международную сертификацию. Это повысит конкурентоспособность на международном рынке труда.

В заключении

Профессия востребованная, престижная и доходная. Однако, требует от сотрудника большого объема знаний и навыков, а также определенных личных качеств. Не будем лукавить, не каждый способен освоить профессию, тем более с нуля.

Заметим, что курсы позволят изучить специальность. Однако, если уже имеется опыт работы на должности бухгалтера, фин. менеджера, экономиста и т.п. Знание английского и профессиональный сертификат позволят выйти на мировой рынок труда.

Анна Ли Павловнаавтор-эксперт

Комментарии

Оставьте свой комментарий
Пока никто не оставил комментариев