Что такое PEST-анализ и как его проводить

PEST-analysis – это, своего рода, рентген внешней среды бизнеса. Узнаем, что такое PEST-analysis. Зачем применяется в бизнесе. Что скрывают заглавные буквы. Наконец, как использовать анализ на практике.

Анна Ли Павловнаавтор материала

Что такое PEST-analysis

Подходы ETPS, STEP или PEST – это одна из методик анализа. Часто применяют для стратегического анализа. Главная цель – определение макроэкономических факторов, способных влиять на дело. Методика весьма универсальная.

Поэтому применяется для анализа влияния не только на проект. Также на компанию или страну. СТЭП (СТЕП) или ПЭСТ (ПЕСТ) – это акроним. Он раскрывает четыре главных вектора воздействия: Политика, Экономика, Социум и Технологии. Но о них позже.

А пока, о том, для чего нужен анализ ПЕСТ. Он рассматривает внешние факторы. То есть те, на которые не способна влиять организация. Как известно, не можешь бороться – присоединяйся. Поэтому, приходится подстраиваться под эти факторы.

Так как они напрямую способны влиять на дело. Метод повсеместно используется в бизнесе. Помогает при создании стратегий. В случае планирования маркетинговых кампаний. А также при проведении оценки рисков.

Пример ПЕСТ анализа компании в сфере ИТ. Если ИИ развивается быстрыми темпами, то риск конкуренции повышается. Стабильная политика способствует расширению. Открывает возможность сотрудничества с госорганами.

Также можно провести ПЕСТ анализ школы. Рост демографии вызовет спрос на образовательные услуги. Развитие ИТ позволит онлайн школам расширить аудиторию. Нестабильная экономика повлияет на зарплаты учителей.

Чем PEST-анализ отличается от SWOT-анализа

Прежде всего, факторами. Первый ориентируется на внешние аспекты, а второй на внутренние. Оба применяются при создании бизнес-плана. При этом, часто ПЕСТ используется как часть СВОТ анализа. Так результат станет точнее.

PEST является более простым и быстрым. Полезен для небольших организаций. А также для тех, кто только начинает деятельность. С его помощью определяются сильные и слабые стороны SWOT.

Методика СВОТ сложнее. Требует больше времени. Так как учитывает внутренние и внешние аспекты. Дает комплексное представление аспектов, которые влияют на дело. Поэтому выбор методики прямо зависит от целей.

Хотите получить быстрый обзор – используйте ПЭСТ. Необходим глубокий анализ, тогда второй метод. Однако оба метода не динамичны. Поэтому периодически следует обновлять. Особенно, если быстро меняются условия. Или внесены серьезные изменения.

Основные факторы PEST-анализа

В данной вариации используется четыре аспекта. Увы, но методика чуточку устарела. Хотя прекрасно работает. Все же для части индустрий этого недостаточно. Поэтому метод был расширен дополнительными факторами. О них ниже в таблице.

Фактор Значение Пример
P политиказаконы, правила, стабильность политической ситуации
E экономикаинфляция, безработица, обменные курсы
S социумсоциальные тренды, ценности общества
T технологииинновации, технологическое развитие, уровень автоматизации
E экологиявоздействия бизнеса на окружающую среду, устойчивость
L правозаконы и правовые нормы
I индустрияотраслевой анализ рынка
D демографиявозраст, пол, национальность

Эти факторы помогают понять внешнюю среду. Выявить возможности и угрозы. Важно учитывать и анализировать взаимосвязь факторов. Влияние на стратегическое планирование и принятие решений.

Используются вариации с учетом дополнительных аспектов:

  • SLEPT;
  • PESTEL;
  • PEST-G;
  • PESTLE;
  • DESTEP;
  • STEEPLE;
  • PESTLEI;
  • PESTELR.

Выбор зависит от конкретной индустрии. Не будем рассматривать каждый из вариантов. Это тема целой серии статей. Сосредоточимся на 4 факторах классического варианта анализа. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Основные факторы PEST-анализа

Политические факторы

Напрямую влияют на работу компании. Отражают влияние политических условий и решений. Связаны с государственным регулированием, политической стабильностью. А также с внешнеэкономическими отношениями.

Главные факторы:

  1. государственное регулирование отрасли;
  2. налоговая политика;
  3. внешнеторговая политика;
  4. внешнеэкономические отношения;
  5. политическая стабильность;
  6. уровень коррупции в стране;
  7. международные конфликты.

Положительно или отрицательно влияют на бизнес. Например, снижение налогов вызовет экономический рост. Введение новых экологических стандартов приводит к увеличению затрат. Внешние санкции стимулируют внутренний рынок.

Экономические факторы

Напрямую влияют на финансовое положение. Изучение позволит понять, как влияет состояние экономики. Сравнить положение дел с конкурентами. Избежать вероятных рисков. Подстроиться под изменения.

Главные факторы:

  1. уровень инфляции;
  2. экономический рост;
  3. покупательная способность населения;
  4. процентные ставки;
  5. государственный долг, расходы;
  6. уровень ВВП;
  7. валютный курс;
  8. безработица;
  9. состояние фондового рынка.

Непосредственно влияют на спрос, уровень продаж, ценообразование. Например, рост инфляции приведет к снижению покупательной способности населения. Закономерно, это приведет к падению спроса. Следовательно, снижению выручки.

Социально-культурные факторы

Особенно важны при открытии дела в другой стране. Но и на местном рынке следует знать общественные желания и устои. Это позволит понимать целевую аудиторию. Продуктивнее привлекать клиентов. Избежать проблем с законодательством.

Главные факторы:

  1. культура;
  2. традиции;
  3. образ жизни;
  4. ценности населения;
  5. здоровье и благосостояние
  6. демографические изменения;
  7. образовательный уровень населения;
  8. уровень доходов населения.

Факторы влияют на предпочтения и поведение людей. Например, рост популярности ЗОЖ повышает спрос на здоровую продукцию. Одновременно растет спрос на спортивный инвентарь. Или услуги в области фитнеса, спорта, оздоровления.

Социально-культурные факторы

Технологические факторы

Новшества способствует конкурентоспособности. Они позволят адаптироваться к новым технологиям, улучшать эффективность. Предлагать новые или улучшенные предложения. В целом, идти в ногу со временем. Избежать морального устаревания.

Главные факторы:

  1. новые разработки;
  2. уровень технологической инфраструктуры, ИТ;
  3. внедрение новых технологий;
  4. экологические технологии;
  5. уровень автоматизации;
  6. разработки, исследования;
  7. уровень развития науки и техники;
  8. патентное право.

Аспекты влияют на скорость обновления продуктов. На конкурентные преимущества. Например, развитие ИИ способно привести к автоматизации части процессов. Это приведет к сокращению расходов. Что повысит прибыль.

Преимущества и недостатки применения PEST-анализа

Методика пригодна для быстрого анализа. В этом преимущество. Требует небольшого количества информации. Конечно, по сравнению со СВОТ. Но, не лишена недостатков. Поэтому не подходит для долгосрочного планирования.

Преимущества:

  • Широкий охват. Позволяет получить целостное представление о внешних факторах.
  • Простота и наглядность. Требуется собрать информацию только по 4 критериям. Данные можно найти в открытых источниках. Например, аналитические отчеты, статистические данные, новостные статьи.
  • Понимание рисков и возможностей. Выявление их полезно при принятии стратегических решений.
  • Интеграция в стратегическое планирование. Помогает сформулировать более осмысленные и устойчивые стратегии.
  • Ориентация на будущее. Предсказывает будущие тенденции и изменения в окружающей среде. Помогает адаптироваться к переменам.
  • Учет мнений заинтересованных сторон. Это касается, клиентов, конкурентов и правительственные органы.

Недостатки:

  • Ограниченность использования. Не учитывает внутренние аспекты.
  • Статичность, устаревание. Результат актуален только в текущий момент. Не учитывается динамичность среды. Поэтому быстро устаревает.
  • Недостаточная конкретность. Иногда результаты слишком общие. Требуется дополнительный анализ.
  • Субъективность оценки, переоценка. Риск субъективной информации в источниках. Также присутствует риск переоценки факторов. Это приведет к ошибочным решениям.
  • Отсутствие рекомендаций. Не дает конкретных рекомендаций по действиям. Для выработки стратегий нужен дополнительный анализ.
Преимущества и недостатки применения PEST-анализа

Как использовать PEST-analysis на практике

Методика служит как отправная точка для стратегического мышления. Можете использовать отдельно. Но, лучше комбинировать с другими методиками. Это даст больше практической пользы. Анализ станет точнее, стратегии – полноценными.

Позволительно использовать шаблон PEST-analysis. Но не желательно. Также не следует требовать от ИИ сделать работу за вас. В этом случае, нейросеть оперирует устаревшими данными. Поэтому не следует надеяться на точность. Делайте анализ самостоятельно.

Главные этапы:

  1. Определение целей анализа. Решите, зачем требуется PEST-анализ предприятия. Например, для разработки стратегии. Или оценки вероятных рисков. А возможно для планирования проекта. Рассмотрите другие варианты. Возможно, более пригодным станет ПЕСТЕЛь анализ.
  2. Выбор области анализа. Определите область анализа – географическая, отраслевая и др. Например, глобальный рынок, страна, регион. Или даже конкретный сегмент рынка.
  3. Идентификация факторов. Разделите анализ на четыре категории. Определите главные факторы в каждой из областей. Выделите те, что влияют на проект или организацию.
  4. Сбор информации. Для каждой категории проведите исследования. Для информации используйте официальные источники. Например, отчеты, статистику новостные ресурсы. А также экспертные мнения.
  5. Оценка влияния. Выясните, как влияет каждый фактор на проект. Цель – определить положительное или отрицательное влияние. Допускает вариант смешанного влияния.
  6. Разработка стратегии. Результаты используйте для создания стратегии. Например, адаптироваться к ситуации. Избежать или смягчить риски. Использовать возможности, найденные при анализе.
  7. Мониторинг и обновление. Отслеживайте изменений во внешней среде. Для этого внедрите систему мониторинга. Это позволит обновлять PEST analysis. А также, адаптировать стратегии в соответствии с новыми условиями.
  8. Интеграция с инструментами. Комбинируйте с другими аналитическими инструментами. Это позволит получить больше пользы. Как пример, интегрируйте в SWOT-анализ.

Заключение

Теперь знаете, что такое и как сделать ПЕСТ-analysis. Методика используется в управлении, маркетинге и прочих областях. Выбор зависит от целей. Решите, делать ПЭСТ analysis или выбрать PESTEL. Заранее определитесь с факторами.

Вероятно, четырех базовых недостаточно. Тогда используйте дополнительные. Рассмотрите вариант использования PEST как часть SWOT. Но не слишком увлекайтесь анализом. Помните, что результат может быстро устареть.

Анна Ли Павловнаавтор-эксперт

Комментарии

Оставьте свой комментарий
Пока никто не оставил комментариев