Что такое PEST-анализ и как его проводить
PEST-analysis – это, своего рода, рентген внешней среды бизнеса. Узнаем, что такое PEST-analysis. Зачем применяется в бизнесе. Что скрывают заглавные буквы. Наконец, как использовать анализ на практике.
Что такое PEST-analysis
Подходы ETPS, STEP или PEST – это одна из методик анализа. Часто применяют для стратегического анализа. Главная цель – определение макроэкономических факторов, способных влиять на дело. Методика весьма универсальная.
Поэтому применяется для анализа влияния не только на проект. Также на компанию или страну. СТЭП (СТЕП) или ПЭСТ (ПЕСТ) – это акроним. Он раскрывает четыре главных вектора воздействия: Политика, Экономика, Социум и Технологии. Но о них позже.
А пока, о том, для чего нужен анализ ПЕСТ. Он рассматривает внешние факторы. То есть те, на которые не способна влиять организация. Как известно, не можешь бороться – присоединяйся. Поэтому, приходится подстраиваться под эти факторы.
Так как они напрямую способны влиять на дело. Метод повсеместно используется в бизнесе. Помогает при создании стратегий. В случае планирования маркетинговых кампаний. А также при проведении оценки рисков.
Пример ПЕСТ анализа компании в сфере ИТ. Если ИИ развивается быстрыми темпами, то риск конкуренции повышается. Стабильная политика способствует расширению. Открывает возможность сотрудничества с госорганами.
Также можно провести ПЕСТ анализ школы. Рост демографии вызовет спрос на образовательные услуги. Развитие ИТ позволит онлайн школам расширить аудиторию. Нестабильная экономика повлияет на зарплаты учителей.
Чем PEST-анализ отличается от SWOT-анализа
Прежде всего, факторами. Первый ориентируется на внешние аспекты, а второй на внутренние. Оба применяются при создании бизнес-плана. При этом, часто ПЕСТ используется как часть СВОТ анализа. Так результат станет точнее.
PEST является более простым и быстрым. Полезен для небольших организаций. А также для тех, кто только начинает деятельность. С его помощью определяются сильные и слабые стороны SWOT.
Методика СВОТ сложнее. Требует больше времени. Так как учитывает внутренние и внешние аспекты. Дает комплексное представление аспектов, которые влияют на дело. Поэтому выбор методики прямо зависит от целей.
Хотите получить быстрый обзор – используйте ПЭСТ. Необходим глубокий анализ, тогда второй метод. Однако оба метода не динамичны. Поэтому периодически следует обновлять. Особенно, если быстро меняются условия. Или внесены серьезные изменения.
Основные факторы PEST-анализа
В данной вариации используется четыре аспекта. Увы, но методика чуточку устарела. Хотя прекрасно работает. Все же для части индустрий этого недостаточно. Поэтому метод был расширен дополнительными факторами. О них ниже в таблице.
| Фактор | Значение | Пример |
| P | политика | законы, правила, стабильность политической ситуации |
| E | экономика | инфляция, безработица, обменные курсы |
| S | социум | социальные тренды, ценности общества |
| T | технологии | инновации, технологическое развитие, уровень автоматизации |
| E | экология | воздействия бизнеса на окружающую среду, устойчивость |
| L | право | законы и правовые нормы |
| I | индустрия | отраслевой анализ рынка |
| D | демография | возраст, пол, национальность |
Эти факторы помогают понять внешнюю среду. Выявить возможности и угрозы. Важно учитывать и анализировать взаимосвязь факторов. Влияние на стратегическое планирование и принятие решений.
Используются вариации с учетом дополнительных аспектов:
- SLEPT;
- PESTEL;
- PEST-G;
- PESTLE;
- DESTEP;
- STEEPLE;
- PESTLEI;
- PESTELR.
Выбор зависит от конкретной индустрии. Не будем рассматривать каждый из вариантов. Это тема целой серии статей. Сосредоточимся на 4 факторах классического варианта анализа. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Политические факторы
Напрямую влияют на работу компании. Отражают влияние политических условий и решений. Связаны с государственным регулированием, политической стабильностью. А также с внешнеэкономическими отношениями.
Главные факторы:
- государственное регулирование отрасли;
- налоговая политика;
- внешнеторговая политика;
- внешнеэкономические отношения;
- политическая стабильность;
- уровень коррупции в стране;
- международные конфликты.
Положительно или отрицательно влияют на бизнес. Например, снижение налогов вызовет экономический рост. Введение новых экологических стандартов приводит к увеличению затрат. Внешние санкции стимулируют внутренний рынок.
Экономические факторы
Напрямую влияют на финансовое положение. Изучение позволит понять, как влияет состояние экономики. Сравнить положение дел с конкурентами. Избежать вероятных рисков. Подстроиться под изменения.
Главные факторы:
- уровень инфляции;
- экономический рост;
- покупательная способность населения;
- процентные ставки;
- государственный долг, расходы;
- уровень ВВП;
- валютный курс;
- безработица;
- состояние фондового рынка.
Непосредственно влияют на спрос, уровень продаж, ценообразование. Например, рост инфляции приведет к снижению покупательной способности населения. Закономерно, это приведет к падению спроса. Следовательно, снижению выручки.
Социально-культурные факторы
Особенно важны при открытии дела в другой стране. Но и на местном рынке следует знать общественные желания и устои. Это позволит понимать целевую аудиторию. Продуктивнее привлекать клиентов. Избежать проблем с законодательством.
Главные факторы:
- культура;
- традиции;
- образ жизни;
- ценности населения;
- здоровье и благосостояние
- демографические изменения;
- образовательный уровень населения;
- уровень доходов населения.
Факторы влияют на предпочтения и поведение людей. Например, рост популярности ЗОЖ повышает спрос на здоровую продукцию. Одновременно растет спрос на спортивный инвентарь. Или услуги в области фитнеса, спорта, оздоровления.

Технологические факторы
Новшества способствует конкурентоспособности. Они позволят адаптироваться к новым технологиям, улучшать эффективность. Предлагать новые или улучшенные предложения. В целом, идти в ногу со временем. Избежать морального устаревания.
Главные факторы:
- новые разработки;
- уровень технологической инфраструктуры, ИТ;
- внедрение новых технологий;
- экологические технологии;
- уровень автоматизации;
- разработки, исследования;
- уровень развития науки и техники;
- патентное право.
Аспекты влияют на скорость обновления продуктов. На конкурентные преимущества. Например, развитие ИИ способно привести к автоматизации части процессов. Это приведет к сокращению расходов. Что повысит прибыль.
Преимущества и недостатки применения PEST-анализа
Методика пригодна для быстрого анализа. В этом преимущество. Требует небольшого количества информации. Конечно, по сравнению со СВОТ. Но, не лишена недостатков. Поэтому не подходит для долгосрочного планирования.
Преимущества:
- Широкий охват. Позволяет получить целостное представление о внешних факторах.
- Простота и наглядность. Требуется собрать информацию только по 4 критериям. Данные можно найти в открытых источниках. Например, аналитические отчеты, статистические данные, новостные статьи.
- Понимание рисков и возможностей. Выявление их полезно при принятии стратегических решений.
- Интеграция в стратегическое планирование. Помогает сформулировать более осмысленные и устойчивые стратегии.
- Ориентация на будущее. Предсказывает будущие тенденции и изменения в окружающей среде. Помогает адаптироваться к переменам.
- Учет мнений заинтересованных сторон. Это касается, клиентов, конкурентов и правительственные органы.
Недостатки:
- Ограниченность использования. Не учитывает внутренние аспекты.
- Статичность, устаревание. Результат актуален только в текущий момент. Не учитывается динамичность среды. Поэтому быстро устаревает.
- Недостаточная конкретность. Иногда результаты слишком общие. Требуется дополнительный анализ.
- Субъективность оценки, переоценка. Риск субъективной информации в источниках. Также присутствует риск переоценки факторов. Это приведет к ошибочным решениям.
- Отсутствие рекомендаций. Не дает конкретных рекомендаций по действиям. Для выработки стратегий нужен дополнительный анализ.

Как использовать PEST-analysis на практике
Методика служит как отправная точка для стратегического мышления. Можете использовать отдельно. Но, лучше комбинировать с другими методиками. Это даст больше практической пользы. Анализ станет точнее, стратегии – полноценными.
Позволительно использовать шаблон PEST-analysis. Но не желательно. Также не следует требовать от ИИ сделать работу за вас. В этом случае, нейросеть оперирует устаревшими данными. Поэтому не следует надеяться на точность. Делайте анализ самостоятельно.
Главные этапы:
- Определение целей анализа. Решите, зачем требуется PEST-анализ предприятия. Например, для разработки стратегии. Или оценки вероятных рисков. А возможно для планирования проекта. Рассмотрите другие варианты. Возможно, более пригодным станет ПЕСТЕЛь анализ.
- Выбор области анализа. Определите область анализа – географическая, отраслевая и др. Например, глобальный рынок, страна, регион. Или даже конкретный сегмент рынка.
- Идентификация факторов. Разделите анализ на четыре категории. Определите главные факторы в каждой из областей. Выделите те, что влияют на проект или организацию.
- Сбор информации. Для каждой категории проведите исследования. Для информации используйте официальные источники. Например, отчеты, статистику новостные ресурсы. А также экспертные мнения.
- Оценка влияния. Выясните, как влияет каждый фактор на проект. Цель – определить положительное или отрицательное влияние. Допускает вариант смешанного влияния.
- Разработка стратегии. Результаты используйте для создания стратегии. Например, адаптироваться к ситуации. Избежать или смягчить риски. Использовать возможности, найденные при анализе.
- Мониторинг и обновление. Отслеживайте изменений во внешней среде. Для этого внедрите систему мониторинга. Это позволит обновлять PEST analysis. А также, адаптировать стратегии в соответствии с новыми условиями.
- Интеграция с инструментами. Комбинируйте с другими аналитическими инструментами. Это позволит получить больше пользы. Как пример, интегрируйте в SWOT-анализ.
Заключение
Теперь знаете, что такое и как сделать ПЕСТ-analysis. Методика используется в управлении, маркетинге и прочих областях. Выбор зависит от целей. Решите, делать ПЭСТ analysis или выбрать PESTEL. Заранее определитесь с факторами.
Вероятно, четырех базовых недостаточно. Тогда используйте дополнительные. Рассмотрите вариант использования PEST как часть SWOT. Но не слишком увлекайтесь анализом. Помните, что результат может быстро устареть.
Комментарии