На каких языках программирования пишут игры
Языки программирования для разработки игр определяют производительность, выбор движка и платформы запуска. От правильного решения зависит, насколько легко масштабировать проект и реализовать сложную механику.
Вы ознакомитесь с языками для мобильных, браузерных, ПК и консольных игр, освоите критерии их выбора и получите рекомендации по обучению, чтобы рационально начать работу над первым игровым проектом.
Какие языки программирования используются для различных платформ
Если задумались, с чего начать создание игры, то определитесь с платформой. Конечно, первым делом должна идти идея. Однако, согласитесь, выбор платформы способен ограничить идею. Или, наоборот, обеспечить новые функции.
Например, хотите создать шутер. Идеальным вариантом будет ПК. Мобильных шутеров предостаточно. Но всем известны недостатки подобных приложений на смартфонах. Не зря были созданы джойстики и клавиатуры для мобильников. Все, чтобы облегчить игру.
После идеи, требуется заняться разработкой дизайна и выбором движка. Здесь еще один подвох. Платформа и движок влияют на выбор языка программирования (ЯП). Для геймдев студии это не имеет значения. В штате найдутся спецы по выбранному языку.
Или программиста пригласят на проект, наймут на работу и т.п. Но, если самим заняться геймдевом, то следует заранее знать, на чем пишут игры. А также, какие языки используются для той или иной платформы.
| Платформа | Язык | Описание |
| PC и консоли | C++ | высокопроизводительный язык с низкоуровневыми возможностями, широко применяемый в индустрии |
| C# | язык, популярный среди разработчиков для создания под Microsoft-платформы с Unity | |
| Android | Java | часто применяется для создания мобильных приложений под платформу Android |
| Kotlin | совместимый с Java, новый стандарт в разработке приложений под Android, с фокусом на безопасность и выразительность кода | |
| iOS | Swift | современный язык для iOS-разработки |
| Objective-C | традиционно используемый язык | |
| Браузерные игры | JavaScript | используется для создания веб-приложений, поддерживает современные технологии, такие как WebGL |
| Общего назначения | Python | используется для создания версий для игровых автоматов, VR-устройств и других платформ |
| Go | вариации для облачных платформ и других масштабируемых систем | |
| Встроенные | Lua | язык сценариев, часто встроен в игровые движки, обеспечивает гибкость в разработке |
| Экспериментальные | Haskell | приложения с акцентом на безопасность |
| Rust | многозадачный системный язык с акцентом на безопасность и производительность |

Критерии выбора языка
Не так сложно выбрать ЯП, как использовать его. А еще сложнее изучить язык, если не владеете им. Рассмотрим главные критерии выбора игрового ЯП. Особое значение они имеют для инди-разработчиков.
Критерии:
- Тип игры. Экшены и шутеры требуют высокой графики и производительности. Это обеспечат C++ или C#. Казуальные игры или головоломки менее требовательные. Подходят Java или Python.
- Графика и 3D-поддержка. ЯП C++ использует библиотеки OpenGL или DirectX. Это предоставляет прямой доступ к графическим ресурсам. Обеспечивает поддержку 3Д-графики. Для 2D-игр не обязательны указанные библиотеки. Подходят Python с Pygame или JavaScript с HTML5 и Canvas.
- Производительность игры. Высокопроизводительные языки – C++ или Rust. Обладают низким уровнем абстракции. Идеальный выбор для сложных 3D-игр.
- Общее использование. Некоторые ЯП более широко используются, чем другие. Это важный фактор, для получения доступа к обширной библиотеке ресурсов и инструментов.
- Переносимость и многоплатформенность. Часть языков позволит переносить игры на разные платформы. Например, Unity (C#) или Unreal Engine (C++).
- Мобильные платформы. Выбор зависит от платформы.
- Знание языка. Часто выбор зависит от опыта в определенном языке. Для переноса на другие платформы можно заказать портирование в другой студии.
- Скорость разработки. Языки вроде Пайтона известны простотой и скоростью в разработке. Это значимый фактор для маленьких команд или проектов с ограниченным временем.
- Лицензионные расходы. Часть фреймворков требуют платные лицензии. Например, Unity необходимо купить, чтобы использовать для коммерческого использования.
Мобильные игры
Одно из главных правил программирования, образно звучит как – не следует заново изобретать колесо. Действительно, зачем писать игру с нуля? Когда предлагаются тысячи готовых решений. Речь идет о движках и игровых конструкторах.
Использование этих «помощников» гейм-девелоперов позволит в разы сократить сроки создания игры. А с конструкторами игр вовсе не требуется знать язык. Следующий гайд поможет с выбором движка и языка для игры.
| Движок | Описание | Язык |
| Unity | мощный движок для разработки 2D и 3D игровых приложений, часто используется в индустрии, поддерживает кросс-платформенную разработку | C# |
| Unreal Engine | высокопроизводительный движок с визуальным программированием и поддержкой C++. Используется для создания реалистичных 3D-игр | C++ Blueprints |
| Godot Engine | бесплатный и открытый исходный код, поддерживает 2D и 3D графику. Имеет свой язык программирования GDScript, а также поддерживает C# и VisualScript | GDScript C# VisualScript |
| Cocos2d-x | открытый и бесплатный движок для разработки 2D-игр. Поддерживает C++. Прост в использовании | C++ |
| Corona SDK | легковесный и простой в использовании движок для 2D-игр. Поддерживает Lua. Предоставляет быструю разработку | Lua |
| GameSalad | конструктор игр с визуальным интерфейсом. Позволяет создавать игры без программирования | Визуальное программирование |
| Phaser | движок для разработки HTML5-игр. Легко осваивается и используется для создания 2D-игр в веб-браузерах | JavaScript |
| LÖVE (Love2D) | бесплатный и открытый движок для создания 2D-игр на языке Lua. Прост в использовании и подходит для быстрой разработки | Lua |
| MonoGame | бесплатный и открытый движок для разработки 2D и 3D-игр. Основан на платформе XNA | C# |
| Gideros Mobile | легкий и быстрый движок для создания 2D-игр на Lua. Поддерживает кросс-платформенную разработку | Lua |
| GameMaker Studio | конструктор игр, который позволяет создавать игры без необходимости программирования | C# C++ |
Игры для Андроида
Данную операционную систему используют не только планшеты и смартфоны. А также телевизоры, смарт-часы и нетбуки. Если решите писать игры под Андроид, то выбирайте один из трех языков, которые чаще всего используются.
Языки:
- Java;
- Kotlin;
- C++ (NDK).
Заметим, что Java – это официальный язык для разработки. На его место постепенно приходит Котлин. А C++ просто вездесущий язык, так что без него никак не обойтись. Наконец, рассмотрите варианты использования движков для быстрой разработки.
Движки и конструкторы:
- Unity;
- Cocos2d-x;
- Unreal Engine 4 и другие версии;
- LibGDX;
- GameSalad;
- Godot;
- GameMaker Studio.
Игры для IOS
Устройства от Apple знамениты параноидальным отношением к защите собственной платформы. Поэтому для игр используется язык собственной разработки Swift. Хотя ранее основным языком был Objective-C. Про C++ итак все понятно.
Языки:
- Swift;
- Objective-C;
- C++.
Движки те же что у Андроид, плюс SpriteKit, SceneKit и Metal. В виду ограниченности линейки Apple, по сравнению с устройствами на Андроид, разработка проще и быстрей. Так как программистам не требуется подгонять игры под различные разрешения.
Браузерные игры
Веб-игры не должны быть тяжелыми. Поэтому они отличаются относительно слабой графикой и не требовательны к ресурсам. Должны легко загружаться и работать даже с нестабильной сетью. Поэтому используются JavaScript в связке с HTML5 и CSS.
Движки и конструкторы:
- Phaser;
- Three.js;
- Babylon.js;
- PlayCanvas;
- Construct 3;
- GameSalad;
- GDevelop;
- Pico-8;
- TIC-80;
- Scratch.
Компьютерные игры
Создание игр для ПК имеет свои особенности. Можно сказать, что для девелоперов здесь полное раздолье. Доступны все виды контроллеров, часто не требуется ограничивать графику и объем. Но это многообразие требует более тщательного подхода к разработке.
При создании игр для ПК учитываются:
- графика и производительность;
- разнообразие контроллеров;
- возможность моддинга и игровые сообщества;
- многозадачность и разнообразие ОС;
- онлайн-многопользовательские режимы;
- Стим и другие платформы;
- разрешение и масштабируемость;
- обратная совместимость.

Игры для Windows
Создавая игры под Виндовс можно использовать различные языки. Практически нет ограничений. Однако чаще всего используются C++ и C# (.NET). Они позволяют раскрыть потенциал железа и дают лучшую производительность, в сравнении с прочими языками.
Движки и конструкторы:
- Unity;
- Clickteam Fusion;
- Unreal Engine;
- Adventure Game Studio (AGS);
- Godot Engine;
- Phaser;
- RPG Maker;
- GameMaker Studio.
Игры для MAC
Разработка игр для macOS требует внимания к деталям. Следует учитывать особенности платформы. А также строго следовать рекомендациям и стандартам Apple. Иначе, игру не удастся распространять. Наконец, она должна поддерживать экосистему компании.
Языки:
- Swift;
- Objective-C;
- C++.
В некоторых случаях используется C#. Игры следует оптимизировать под устройства Apple. Должны поддерживать сервисы, например, Game Center и iCloud. Также следует регулярно адаптировать игру под новые обновления системы.
Движки и конструкторы:
- Unity;
- Unreal Engine;
- Godot Engine;
- GameSalad;
- GDevelop;
- Construct 3.
Игры для приставок
Главные ЯП для консолей – C++ и C#. При создании требуется учитывать ряд факторов. Следует помнить о функциях и ограничениях приставок. Знать особенности железа и контроллеров. Это же учитывается и при портировании игр.
Движки и конструкторы:
- Unity;
- CryEngine;
- Unreal Engine;
- Lumberyard (Amazon Game Tech);
- GameMaker Studio;
- Construct 3.
Процесс требует внимания к деталям. Необходимы знания аппаратных особенностей конкретных устройств. Следует соблюдать правила и рекомендации, установленных производителями консолей.
При разработке учитываются:
- оптимизация и производительность;
- управление и интерфейс;
- особенности архитектуры консолей;
- требования и сертификация;
- управление памятью;
- многозадачность и фоновые процессы;
- интеграция сервисов консолей;
- тестирование на реальных устройствах.

Какой язык для разработки игр проще для новичка
Самый простой язык для разработки игр для начинающих – это JavaScript. Используется для разработки веб-приложений и браузерных игр. Считается относительно простым в изучении и использовании.
Обладает простым синтаксисом и множество ресурсов для обучения. Другой язык, легкий в изучении – Python. Однако, реже используется для написания игр. Движки для создания игр на Python только создаются и совершенствуются.
Однако такие движки не могут сравниться с корифеями вроде Unreal Engine или Unity. К слову, в Unreal Engine 4 язык программирования C++. Он использован для ядра, а для визуального программирования применяется Blueprint.
Идеальным вариантом является C++. Однако этот язык сложен для новичков. Зато C# гораздо проще. В геймдеве он часто используется. Наконец, еще один простой в освоении язык – Java. Игры, созданные на Джаве, легко переносятся на разнородные платформы.
Если же рассматривать самый простой движок для создания 3D игр, то будет выбор из нескольких вариантов. Без программирования – GameSalad. А с программированием – Unity или Godot Engine. Другие движки для 3D игр сложней в освоении.
Что нужно знать для создания игр:
- понимать язык программирования;
- знать математику и алгоритмы;
- разбираться в компьютерной графике;
- уметь работать с игровыми движками;
- знать физику игрового мира;
- владеть навыками оптимизации;
- уметь работать с графическими и звуковыми ресурсами.
Какой вариант обучения на разработчика игр выбрать
Доступно несколько вариантов того, как научиться ЯП. Изучать можно в вузе, самостоятельно или на курсах. Обучение в вузе отнимет 4 года. Но даст прочный фундамент в области программирования.
В вузе не станут целенаправленно учить программировать игры. В стандартных программах обучения рассматриваются все области применения. Поэтому, геймдеву придется доучиваться отдельно.
Самостоятельно изучать ЯП и разрабатывать игры, например, для телефонов – сложная задача. Нужна железная дисциплина, грамотная учебная программа и материалы. Поэтому оптимальным вариантом считаются онлайн-курсы.
Учеба занимает меньше времени, чем формальное образование в вузе. На выходе получите диплом, который позволит работать по профессии. Главное, узнаете, как разработать игру, как пишется код и т.п.
Уже в процессе обучения сможете написать первые простые проекты. А к концу курса будете иметь портфель готовых работ. Сможете не только создавать приложения, но и устроиться на работу в игровую студию.
Заключение
Теперь знаете, на каком языке делают игры. Остается только изучить язык. Придумать идею и дизайн. А затем приступить к созданию игрового приложения. Изучать языки лучше на онлайн-курсах. Это быстрее и доступнее.
Комментарии