Создаем четкий, иллюстрированный бесшовный паттерн в Adobe Photoshop

Над чем сегодня работаем

Одно из моих любимых занятий – создавать привлекательные бесшовные паттерны, но я не люблю процесс создания постоянно повторяющихся фонов для шаблона. Именно это подстегнуло меня на разработку удобного метода создания бесшовных моделей.

Содержание

1. Эскиз шаблона

Этап 1

Сделайте примерный набросок шаблона, поместите на него все необходимые элементы. Ветки и листва – это всегда прекрасно, так как создает ощущение естественности. Но этот метод можно применять и для других объектов:

Этап 2

Развивайте идею паттерна. Пусть это будет грубая черновая работа, она вовсе не должна быть красивой, так как лишь помогает вам задать «ритм». Можно сделать один крупный фрагмент или множество мелких, и потом скомпоновать их так, как захочется:

Этап 3

Как только эскиз станет хоть немного похожим на иллюстрацию, из него нужно будет создать фрагмент бесшовного паттерна. Если вы работали на бумаге, то отсканируйте рисунок при 300dpi.

Создайте новый Photoshop-документ достаточного размера. Я рекомендую использовать размер не менее 5000 на 5000 пикселей. При необходимости его всегда можно уменьшить, а вот увеличить изображение маленького размера без потери качества уже не получится:

Этап 4

Если вам удалось достаточно четко набросать эскиз и отсканировать его, то его можно взять за основу паттерна. Нужно удалить фактуру бумаги, и оставить на слое только контур иллюстрации.

Это легче всего сделать при помощи меню Изображение > Коррекция > Уровни (Image > Adjustments > Levels). Передвиньте левый ползунок внутрь окна, чтобы сделать черные элементы еще темнее, а затем передвиньте правый ползунок левее, чтобы сделать белые фрагменты еще светлее. Затем поэкспериментируйте со средним ползунком до тех пор, пока не найдете подходящий баланс.

Затем выделите белые фрагменты инструментом «Волшебная палочка» (Magic Wand) и нажмите Delete. Если вам не удалось добиться четкости на эскизе или хорошо отсканировать документ, то можно воспользоваться иллюстрацией для создания нового изображения на отдельном слое. Разместите слой с эскизом на самый верх в панели слоев, немного уменьшите уровень его непрозрачности. После этого продублируйте его кистью или другим инструментом на новом слое:

2. Верстка бесшовного шаблона

Этап 1

Нет каких-то строгих правил относительно того, какой должна быть иллюстрация, но чем больше уникальных элементов будет на ней, тем интересней будет смотреться шаблон. Но слишком много элементов могут визуально перегрузить его.

Одни и те же элементы можно использовать несколько раз, немного видоизменив их при помощи поворота, зеркального отражения и прочих средств. Гораздо удобнее наносить элементы на новый слой, используя другой цвет кисти. Так вы будете видеть, какие фрагменты еще нужно зарисовать:

Этап 2

Немного поэкспериментируйте с разными элементами, а затем свяжите их в единый фрагмент мозаики шаблона. Форма фрагмента не так важна, но будет лучше, если он будет равномерно разбросан по холсту.

На данном этапе лучше работать одним цветом, а все остальное можно добавить позже, уже после того, как мы убедимся, что наш паттерн идеально выстраивается в мозаику. Если начать раскрашивать его до верстки, то позже придется вносить корректировки в каждый слой. Но это вовсе не касается цвета фона и основного контура:

Этап 3

Когда фрагмент будет готов, сделайте копию слоя с шаблоном (Ctrl+J), и переместите копию в одну из сторон по прямой линии (для этого можно зажать клавишу Shift).

Поместите новый слой на минимальном расстоянии от слоя с исходным паттерном, оставив место, которое позволит вам соединить два элемента вместе, закрасив пространство между ними:

Этап 4

Вернитесь к слою с шаблоном и дорисуйте его так, чтобы он соприкасался с только что созданной копией.

Если вам кажется, что элементы наезжают друг на друга, то отодвиньте слой с копией на большее расстояние, чтобы у вас получились плавные соединительные линии. Если места слишком много, то придвиньте слой ближе. Важно добиться незаметного перехода между двумя фрагментами мозаики:

Этап 5

После окончания предыдущего этапа удалите слой с копией и создайте новую копию оригинального фрагмента, так как он слегка обновился. На этот раз перемещайте слой с копией в другую сторону.

Помните, что нам важны только края контрольного слоя (слоя с копией), но если вам не хватает места для работы, можно увеличить размер холста через меню Изображение > Размер холста (Image > Canvas Size):

Этап 6

Вернитесь к слою с исходным паттерном, и продолжите зарисовывать расстояние между частями шаблона, как делали это в прошлый раз. При этом нужно добиться незаметного перехода между двумя фрагментами.

После этого этапа ваш бесшовный паттерн будет практически завершен. Снова удалите копию, и приступим к тестированию:

3. Проверяем, что у нас получилось

Этап 1

Скопируйте получившийся фрагмент в новый файл (Ctrl-A > Ctrl -C > Ctrl -N > Ctrl-V).

Если он получился слишком большим, уменьшите размер примерно до 1000 пикселей. Конечно, потеряется немного качества, но на тестировании это никак не отразится. Проводите эти манипуляции над копией, а не над исходным файлом.

Активируйте инструмент «Прямоугольная область» (Rectangular Marquee Tool), и протяните квадрат, отступив примерно 1/5 от краев фрагмента.

Не снимайте выделение до тех пор, пока не останетесь довольны результатом (выбранным фрагментом). Можно воспользоваться стрелками на клавиатуре для точного перемещения выделенной области.

Снимите выделение (Ctrl-D), и проделайте то же самое с верхним и нижним краями. У нас получился красивый фрагмент мозаики:

Этап 2

Теперь выделите полностью весь фрагмент. Здесь нужно быть предельно точным, поэтому лучше воспользоваться направляющими (Guides). Затем перейдите в меню Редактирование > Определить узор (Edit > Define Pattern). Укажите название нового узора и затем сохраните его:


Создайте новый пустой файл, по размеру раза в три больше вашего паттерна, и залейте его только что созданным узором при помощи инструмента «Заливка» (Paint Bucket Tool), предварительно изменив стандартную опцию «Основной цвет» (Foreground) на «Узор» (Regular) с указанием нашего нового узора. Новые узоры всегда показываются в самом конце перечня. Теперь внимательно рассмотрите все «швы»:

Этап 3

Если все-таки выявились какие-либо неровности, то просто пометьте для себя их расположение. Затем возвратитесь к исходному паттерну и исправьте их.

Также нужно поработать над общей картиной. Хотя на отдельном узоре это может быть незаметно, при повторяющемся рисунке некоторые объекты могут казаться недостаточно или чрезмерно выразительными. Иногда нужно будет заострить внимание на каком-то определенном участке узора:

4. Добавляем цвет

Этап 1

Теперь пришло время раскрасить нашу иллюстрацию. Легче всего это делается при помощи «Наложения цвета» (Color Overlay).

Для каждого цвета, который вы хотите добавить, создайте новый слой, и выставите наложение необходимого цвета. Для этого можно нажать кнопку Fx в самом низу панели слоев, а затем выбрав «Наложение цвета» из меню. Работая таким образом, вы всегда будете видеть, с каким цветом имеете дело.

В узоре можно использовать сколько угодно цветов, но следует учесть, что если шаблон предназначается для печати, то лучше всего использовать не более 4-8 цветов.

Если вы работаете с цельным изображением, то поместите основной слой в самый низ, а цветные слои сверху. Если же вы с контурным изображением, то лучше поместить основной слой в самом верху, а цветные слои выстраивать уже под ним:

Этап 2

Перед тем как начать раскраску, зажмите Ctrl и кликните по слою с основным паттерном, а затем нажмите Ctrl-H, чтобы скрыть выделение. Теперь цвет будет наноситься только в рамках выделенной области.

Конечно, такой метод сработает только в том случае, если ваш узор состоит из цельных фигур, а не из контуров. Если вы работаете с контурами, как показано ниже, то можно для начала залить их (для создания копии слоя с контурами нажмите Ctrl-J). Это позволит создать заготовку, и затем использовать ее для нанесения цветов на другие элементы паттерна:

Этап 3

Теперь нужно проверить, не заходит ли фоновый цвет на передний план. Это просто исправляется: нужно выбрать фрагменты иллюстрации, вокруг которых виден небольшой контур базового цвета при помощи зажатия клавиши Ctrl на клавиатуре и клика левой кнопкой мыши по миниатюре этого изображения на нужном слое. Затем нужно перейти в меню Выделение > Модификация > Сжать (Select > Modify > Contract) и ввести значение 1, после чего нажимаем ОК.

Это сожмет все выделение на 1 пиксель. Теперь инвертируйте выделение (Ctrl-Shift-I), а затем нажмите «Удалить» (Delete). Это приведет к удалению контура толщиной в 1 пиксель по всему фрагменту:

Финальные штрихи

Этап 1

Наша иллюстрация уже завершена, и мы видим, что она прекрасно складывается в красивую мозаику. Теперь нужно превратить ее в готовый фрагмент, который можно будет использовать как шаблон.

Это легче всего делается при помощи направляющих. Установите одну горизонтальную и одну вертикальную направляющую рядом с краями документа. Если вы не видите линейки по краям рабочей области, то нужно включить их при помощи меню Просмотр > Линейки (View > Rulers).

Здесь нет какого-то конкретного обязательного фрагмента. Как бы вы ни разрезали эту мозаику, любая ее составная часть будет легко выстраиваться в такое изображение. Начните тянуть выделение от точки соприкосновения направляющих, предварительно зажав клавишу Shift:

Этап 2

Когда выберете нужный фрагмент, воспользуйтесь инструментом «Масштаб» (Zoom), и сильно увеличьте документ. Установите следующую направляющую точно по краю выделения.

Теперь повторите эту операцию с каждым слоем цвета, и выделение всегда установлено в нужном месте.

После того как закончите, снова отдалите документ и внимательно проверьте его. Малейшие погрешности на данном этапе могут создать большие проблемы в дальнейшем. Если все в порядке, проделайте то же самое с вертикальными краями:

Этап 3

Документ, который мы только что создали, полностью разделен на слои, поэтому мы можем без труда модифицировать его, меняя цветовое наложение на каждом отдельном слое:

Мы закончили!

Стоит отметить, что если вы планируете загружать этот файл на какие-нибудь сервисы, или отдавать на печать, то его нужно будет сохранить в форматах PNG, JPG или TIFF, но я рекомендую вам всегда сохранять оригинальный PSD-документ. Этот документ уже готов к модификациям и экспорту в любые форматы.

Надеюсь, вам понравилось это руководство, и теперь вы умеете создавать собственные качественные бесшовные паттерны в Photoshop!

В комментариях хотелось бы увидеть примеры ваших работ, созданных на основе этого руководства!

Данная публикация представляет собой перевод статьи «Create a Detailed, Illustrative, Seamless Pattern in Adobe Photoshop» , подготовленной дружной командой проекта Интернет-технологии.ру