Введение в классы PHP

Впервые базовая поддержка PHP class была введена в 4 версии языка, но затем для более полной поддержки ООП повторно реализована для 5 версии. Сегодня PHP пригоден для работы с классами, но в то же время библиотека языка до сих пор в основном состоит из функций, классы теперь добавляются в различных целях. Тем не менее, основным средством PHP является использование своих собственных классов.

Классы можно рассматривать как совокупность методов, переменных и констант. Они часто отражают реальные предметы, как класс автомобиля или класс фруктов. Вы объявляете класс только один раз, но можете создать множество его экземпляров, которые могут храниться в памяти. Экземпляр класса обычно называют объектом. Если вы все еще немного путаетесь в том, какие классы и зачем они нужны, не волнуйтесь. В этой статье мы напишем наш самый первый класс и используем его.

Определение и использование класса

После введения в классы мы готовы написать наш собственный класс. Он будет содержать информацию об основном пользователе, например, вашего сайта.

Определение класса в PHP выглядит так же, как объявление функции, но вместо function, используется ключевое слово class. Давайте начнем с наброска нашего PHP class User:

<?php
class User
{

}
?>

На данный момент этот класс ничего не может сделать. Мы можем создать экземпляр, это делается с помощью ключевого слова new:

$user = new User();

Но так как класс ничего не может делать, объект $user также бесполезен. Давайте исправим это, добавив пару переменных класса и метод:

class User
{
    public $name;
    public $age;

    public function Describe()
    {
        return $this->name . " is " . $this->age . " years old";
    }
}

В PHP class примере мы объявляем две переменные класса — name и age. Переменная name снабжена спецификатором доступа «public«, который означает, что к переменной можно получить доступ за пределами класса.

Далее мы объявляем функцию Describe(). Это выглядит точно так же, как объявление обычной функции, но с несколькими отличиями. Перед объявлением ставится ключевое слово public, чтобы указать спецификатор доступа. Внутри функции мы используем переменную «$this«, чтобы получить доступ к переменным самого класса. $this — специальная переменная в PHP, которая доступна в функциях класса и всегда ссылается на объект, из которого она используется.

Попробуем использовать наш новый класс. Следующий код должен идти после того, как класс был объявлен или подключен:

$user = new User();
$user->name = "John Doe";
$user->age = 42;
echo $user->Describe();

Первое, на что вы должны обратить внимание, это использование оператора —>. Мы также использовали его в методе Describe(). Это означает, что мы хотим получить доступ к чему-то из объекта, указанного перед оператором. $user->name означает: «Дайте мне переменную name из объекта $user«. После этого идет то же самое, что и присвоение значения обычной переменной, к которой мы дважды обращались для получения имени и возраста объекта пользователя. В последней строке мы вызываем метод Describe() объекта пользователя, который будет возвращать строку, которую мы затем выводим.

Результат должен выглядеть следующим образом:

John Doe 42 лет

Поздравляем, вы только что определили и использовали свой первый PHP class.

Конструкторы и деструкторы

Конструктор и деструктор — специальные функции, которые автоматически вызываются, когда объект создается и уничтожается. Из них наиболее полезным является конструктор, потому что позволяет при создании нового объекта передавать ему параметры, которые затем используются для инициализации переменных объекта. Вот пример класса с простым конструктором:

class Animal
{
    public $name = "No-name animal";

    public function __construct()
    {
        echo "I'm alive!";        
    }
}

Конструктор выглядит как обычная функция, за исключением того, что начинается с двух символов нижнего подчеркивания. В PHP так указывается волшебная функция, которая обладает дополнительной функциональностью по сравнению с обычными функциями. Таким образом, функция типа «__construct«, является конструктором класса и будет вызываться автоматически при создании объекта. Давайте попробуем сделать это в следующем PHP class примере:

$animal = new Animal();

С помощью этой строки кода будет создан объект, вызван конструктор и в нем выполнится код, что приведет к выводу строки “I’m alive!”. Но как уже упоминалось ранее, основным преимуществом конструктора является возможность передавать параметры, которые могут быть использованы для инициализации переменных – членов класса.

Давайте попробуем сделать это:

<?php
class Animal
{
    public $name = "No-name animal";

    public function __construct($name)
    {
        $this->name = $name;
    }
}

$animal = new Animal("Bob the Dog");
echo $animal->name;
?>

Объявление конструктора с параметрами такое же, как объявление функции, и передача параметров очень похожа на вызов обычной функции, но с ключевым словом “new”. Конструктор может иметь столько параметров, сколько вам хочется.

Деструкторы

Деструктор вызывается при уничтожении объекта. В некоторых языках программирования нужно вручную избавиться от созданных объектов, но в PHP это делает сборщик мусора, который следит за объектами и автоматически уничтожает их, когда они больше не нужны. Посмотрите на следующий пример, который является расширенной версией предыдущего PHP class:

<?php
class Animal
{
    public $name = "No-name animal";

    public function __construct($name)
    {
        echo "I'm alive!";    
        $this->name = $name;
    }

    public function __destruct()
    {
        echo "I'm dead now :(";
    }
}

$animal = new Animal("Bob");
echo "Name of the animal: " . $animal->name;
?>

Как видите, деструктор такой же как конструктор, только имя отличается. Если попробуете запустить этот пример, то сначала увидите сообщение конструктора, а затем название животного, которое мы вручную выводим в последней строке. После этого сценарий заканчивается, объект уничтожается деструктором, и выводится сообщение о нашем бедном умершем животном.

Перевод статьи “Defining and using a class” был подготовлен дружной командой проекта Сайтостроение от А до Я.