Яндекс исследовал электронные платежи в Рунете

Компания Яндекс выпустила информационный бюллетень «Электронные платежи в Рунете». Исследование составлено на основе данных одной из популярных российских платежных систем — Яндекс.Деньги.

В 2006 году владельцами электронных кошельков в системе Яндекс.Деньги стали почти втрое больше людей, чем в 2005. Только одними Яндекс.Деньгами за 5 лет существования системы пользователи Рунета совершили более 15 миллионов транзакций. Активность пользователей растет — количество транзакций в июле 2007 года более чем в 2 раза превышает показатели в июле 2006 года.
В среднем за один день июля 2007 года в системе Яндекс.Деньги открывалось 2000 новых кошельков и происходило более 20 тысяч транзакций.

Электронными деньгами в России гораздо больше оплачивают услуги (96%), чем товары (4%). Очевидно, это происходит потому, что услуги нематериальны, как и электронные деньги. Если заплатить электронной валютой за сотовую связь, доступ к информации или онлайн-игру для большинства пользователей естественно, то оплачивать товары, купленные в интернет-магазинах, они пока предпочитают наличными при доставке В течение анализируемого года соотношение количества платежей за товары и за услуги не изменилось. Платежи за товары составляли 4% от общего количества платежей как в июне 2006 года, так и в июне 2007 года.

Соотношение размеров платежей за товары и за услуги изменилось незначительно. Если год назад за товары было заплачено 5% от всего объема платежей, то сейчас — 6%. Можно сделать вывод, что интерес пользователей к товарам остается на прежнем уровне, но теперь они готовы платить электронными деньгами за более дорогие вещи.

По данным Яндекса, российские пользователи электронных платежных систем чаще всего платят за сотовую связь. Каждый второй платеж в системе Яндекс.Деньги — за мобильный телефон. Около 70% всех электронных платежей приходится на пять типов услуг. Кроме сотовой связи это: реклама, доступ к интернету, онлайн-игры и хостинг (см. рис.4). Еще 20% — это платежи (операции между кошельками пользователей). Оставшиеся 10% делят между собой книги и музыка (как на материальных носителях, так и в виде файлов), телевидение, информационные услуги (сюда также включены интернет-знакомства, статистика, переводы) и программное обеспечение. Платежи за покупки и подарки (то есть все товары, предлагаемые интернет-магазинами, кроме книг и музыки), страхование, курсы и тренинги, коммунальные услуги. и взносы на благотворительность вместе составляют всего 1 1% от общего числа платежей.

Одна треть суммарного оборота системы Яндекс.Деньги приходится на P2P—платежи. 57% оборота распределяется между теми же пятью самыми популярными типами услуг. Объем платежей за «Покупки и подарки» (за технику, лекарства, косметику, одежду, обувь и т.п.) составляет 1% — столько же, сколько за программное обеспечение или информационные услуги.

Самый большой рост оборотов за год (с лета 2006 года по лето 2007), как в абсолютных значениях, так и в относительных, у трех сегментов: информационных услуг, хостинга и программного обеспечения. Меньше всего — на 1% — увеличились объемы платежей
за телевидение. По сравнению с общим ростом системы, объемы платежей за наиболее востребованные услуги — сотовую связь и интернет — уменьшились, а объемы платежей за товары (покупки и подарки) — увеличились.

Рост объемов предоплаты в товарном сегменте связан, вероятно, с увеличением доверия к интернет-магазинам. Пользователи стали меньше бояться, что им доставят не тот товар или не доставят вообще. Количество транзакций также выросло во всех сегментах. Сильнее всего увеличилось количество платежей за хостинг и за информационные услуги — в 3,3 и 3 раза соответственно.

В первом полугодии 2007 года каждый пользователь пополнял свой кошелек в среднем три раза. Средняя сумма одного зачисления — 1 300 рублей. Обычно каждый день происходит около 7 тысяч пополнений.

Меню