Учимся рисовать воздух во всех его состояниях

Над чем сегодня работаем

Сегодня мы займемся созданием кистей с облаками, тумана и специальных эффектов вроде атмосферной перспективы или глубины резкости.

1. Создаем кисть с облаками – вариант 1

У облаков множество разновидностей, поэтому давайте попробуем создать универсальную кисть, которая позволит рисовать сразу все возможные их типы.

Этап 1

Выберите круглую жесткую кисть с активированным параметром «Передача» (Transfer). Чтобы открыть панель «Кисть», нажмите F5:

Этап 2

Также поставьте отметку возле параметра «Рассеивание» (Scattering) и немного поэкспериментируйте с настройками. Если потребуется, пройдите в раздел «Форма отпечатка кисти» (Brush Tip Shape) и измените значение параметра «Кегль» (Spacing):

Этап 3

Активируйте параметр «Динамика формы» (Shape Dynamics). Это позволит получить случайный размер элементов:

Этап 4

Поставьте отметку возле параметра «Двойная кисть» (Dual Brush), и выберите тип кисти «Chalk». Подберите нужные значения для настроек инструмента, чтобы текстура кисти получилась более рваной:

Затем протестируйте кисть. Если вы остались довольны результатом, то сохраните ее:

Этап 5

Создайте новый документ. Примените к нему градиент от темно-синего к голубому, чтобы получилось небо. Затем создайте новый слой и нарисуйте облака, используя приглушенный темно-голубой цвет (например, #B5C6CC):

Этап 6

Уменьшите размер кисти и добавьте к облакам дополнительные детали там, где отчетливо проступают закругления кисти:

Этап 7

Сделайте используемый цвет немного светлее, и поверх уже нанесенных форм снова нарисуйте облака, ближе к их центру:

Этап 8

Еще сильнее осветлите цвет практически до белого. Уменьшите размер, и нанесите фрагменты поверх уже существующих облаков:

Этап 9

Чтобы воссоздать тени, давайте понизим насыщенность используемого темно-голубого цвета, и прорисуем отдаленные фрагменты облаков на заднем плане:

Этап 10

В зависимости от необходимого вам стиля, можно слегка размазать облака, используя инструмент «Размытие» (Blur Tool). Мы воспользовались инструментом «Микс-кисть» (Mixer Brush Tool) с настройками по умолчанию:

Чтобы добиться более воздушного эффекта, можно поработать кистью с мягкими краями внутри облаков.

Этап 11

Эту кисть теперь можно использовать для любых облаков. Просто не забывайте постоянно изменять размер кисти, делая облака более хаотичными и естественными:

2. Создаем кисть с облаками – вариант 2

Если же вам важно сделать все быстро, то предлагаем еще один вариант кисти.

Этап 1

Создайте новый файл. Залейте фон черным цветом и на новом слое нарисуйте фигуру облака, используя кисть «Chalk»:

Этап 2

Продублируйте фигуру (CTRL+J). Воспользуйтесь инструментом «Свободное трансформирование» (Free Transform Tool, CTRL+T) и измените размер исходной фигуры. Удерживайте Shift и Alt, чтобы сохранять пропорции в процессе масштабирования. Затем уменьшите уровень непрозрачности (Opacity) слоя с исходной фигурой:

Этап 3

Пройдите в меню Фильтр > Размытие > Размытие в движении (Filter > Blur > Motion Blur), чтобы границы исходной фигуры были едва различимы:

Этап 4

Выполните сведение изображений и инвертируйте цвета (CTRL+I). Затем пройдите в меню Редактирование > Определить кисть (Edit > Define Brush Preset):

Этап 5

Откройте панель «Кисть» (F5) и постарайтесь добиться большей воздушности. Не забывайте тестировать кисть по мере изменения настроек, и не забывайте про настройку «Кегль» (Spacing):

Эту кисть можно использовать для достижения такого же эффекта, как в предыдущем примере. Разница лишь в том, что эту кисть можно создать гораздо быстрее, но она дает менее управляемый эффект:

3. Создаем эффект атмосферной перспективы

Атмосферная (или воздушная) перспектива – это отличный способ добиться глубины. Несмотря на то, что воздух невидим, частицы воды и пыли можно рассмотреть. Если на них попадает свет, то они выглядят абсолютно иначе. Чем больше их содержание в воздухе, тем больше это становится похожим на туман. Обычно он сгущается вдалеке, и слегка сливается с небом.

Давайте попробуем воссоздать соответствующий эффект в следующей сцене:

Этап 1

Подготовьте градиент с переходом от голубого к белому цвету. Затем белую область сделайте прозрачной:

Этап 2

Проведите созданным градиентов по условной земле под объектами. Не применяйте эффект ко всей сцене. Чтобы применить эффект исключительно к земле, нужно правильно подрезать слой с градиентом (CTRL+Alt+G):

Этап 3

Переключите режим наложения на «Экран» (Screen). Мы сделаем землю немного светлее и больше голубой, чем синей:

Этап 4

Давайте проделаем то же самое с объектами. Создайте поверх них новый слой, и снова создайте «Обтравочную маску» (Clipping Mask). Только теперь градиент должен быть не горизонтальным, а повторять линию перспективы:

Этап 5

Измените режим наложения так же, как мы делали это в предыдущий раз:

Эффект будет заметным вне зависимости от того, сколько объектов присутствует в вашей сцене. Благодаря воздушной перспективе, можно без труда убедить зрителей, что это не меньший по размеру шар, а что он расположен вдалеке:

Чем больше будет насыщен воздух, тем больше будет ощущение тумана. Поэтому более чистый воздух создаст меньше эффекта. Чтобы добиться нужного результата мы рекомендуем вам не только понижать уровень непрозрачности слоя с градиентом, но и «укоротить» его:

4. Создаем эффект глубины резкости

Глубина резкости – это еще один хороший трюк, чтобы воссоздать ощущение пространства. Однако, нужно отметить, что при неправильной реализации, он может испортить все изображение. Давайте научимся делать все правильно:

Этап 1

Сначала нам нужно выделить «уровни» нашей сцены: земля, воздух и объекты. Работая с каждым объектом по отдельности, мы сможем добиться лучшего эффекта глубины.

Сначала поработаем с землей. Выделите нужный слой, и пройдите в меню Фильтр > Галерея размытия> Наклон-смещение. Поместите центр туда, откуда предположительно будет смотреть зритель, и немного сузьте эту область:

Эти линии показывают нам, какие объекты должны быть размыты, а какие останутся резкими:

Этап 2

Небо можно легко размыть при помощи размытия по Гауссу. Фильтр > Размытие > Размытие по Гауссу (Filter > Blur > Gaussian Blur):

Этап 3

Примените те же фильтры размытия ко всем объектам, которые расположены за пределами области резкости. Если вы предварительно не разделили их, то можно поэкспериментировать с Фильтр > Размытие > Размытие по поверхности (Filter > Blur > Field Blur), но здесь нужно быть аккуратным, чтобы изображение не стало плоским:

Этот эффект лучше использовать тогда, когда предполагается, что зритель будет рассматривать изображение вблизи.

Также этот эффект подходит тогда, когда вам нужно показать зрителю его «воображаемую» позицию на сцене. Для этого нужно разметить какой-нибудь большой предмет на передний план, а затем размыть его. В этом примере зритель как будто находится за колоннами:

Или можно создать впечатление, будто человек вплотную подошел к забору:

А затем перевел взгляд на прутья. Все зависит от того, что именно вы хотите показать:

Рекомендуем использовать этот эффект, когда на переднем плане изображения есть что-то большое, но при этом оно не скрывает всю сцену. Такого эффекта можно добиться, если приблизить ладонь к лицу и посмотреть на экран.

5. Создаем эффект тумана

Этап 1

Туман – это плотная концентрация влаги в воздухе. Давайте попробуем создать подобный эффект на нашей сцене:

Этап 2

Создайте новый слой и залейте его черным цветом. Затем пройдите в Фильтр > Рендеринг > Облака (Filter > Render > Clouds). Скопируйте изображение:

Этап 3

Пройдите в меню Окно > Каналы (Window > Channel) и создайте новый канал:

Этап 4

Вставьте облака, а затем снимите выделение (CTRL+D). После этого нажмите иконку «Загрузить содержимое канала как выделенную область» (Load Channel As Selection):

Этап 5

Вернитесь к RGB-каналу, а затем отключите видимость слоя с облаками, не смешивая его с выделением:

Этап 6

Создайте новый слой и залейте выделенную область белым цветом:

Этап 7

Возьмите инструмент «Свободное трансформирование», чтобы добиться нужной перспективы. Зажмите CTRL, и расположите углы выделенной области так, как показано на скриншоте:

Этап 8

Воспользуйтесь маской слоя или инструментом «Ластик» (Eraser Tool), чтобы проявить объекты под слоем с туманом:

Этап 9

Можно воспользоваться инструментом Фильтр > Пластика (Filter > Liquify), чтобы изменить форму тумана:

Этап 10

Если он получился слишком прозрачным, просто продублируйте слой (CTRL+J):

На этом все!

Надеемся, вам понравилось это руководство, и вы обязательно поделитесь своими работами в комментариях!

Данная публикация является переводом статьи «Harness the Elements: Paint Air in All Its Forms» , подготовленная редакцией проекта.

Меню
Posting....