GUI в Java c помощью JFace: Создание окна приложения

JFace — это доплнительный слой абстракции над графической библиотекой SWT, предоставляющий возможности для разработки графического интерфейса приложения на основе модели MVC(Model View Controller). Основные компоненты JFace включают:

  • Viewers — классы для инкапсуляции задач предоставления данных для отображения, их фильтрации, сортировки и т.п.
  • Actions and contributions — вводят семантику описания пользовательских действий и того, как они должны быть доступны пользователю.
  • Image and font registries — предоставляют классы для управления ресурсами, такими как изображения и шрифты.
  • Dialogs and wizards — фреймворк для построения сложного диалогового взаимодействия с пользователем.
  • Field assist — предоставляет возможности для реализации вспомогательной функциональности для полей, такой как отображение статуса поля или подсказки о содержимом.

В первой части будет рассмотрено создание простого окна с использованием JFace, добавление к нему меню, статусной строки и панели инструментов.

Содержание

Настройка проекта

Для того, чтобы разрабатывать графические приложения с использованием JFace в Eclipse, необходимо подключить jar-файлы SWT и JFace.

  • В случае, если в Eclipse установлено PDE, то это можно сделать, указав в настройках проекта использовать библиотеку SWT, и поставить галочку для поддержки JFace.
  • Если же PDE не установлен, то необходимо подключить jar-файлы к проекту вручную. Найти их можно в директории plugins эклипса, называются они org.eclipse.swt_*.jar и org.eclipse.jface_*.jar

Создание окна

Окно приложения в JFace наследуется от класса ApplicationWindow, предоставляющего возможности для создания меню, панелей управления и строки статуса.

Простейший вариант создания окна приведен в следующем примере:

import org.eclipse.jface.window.ApplicationWindow;
import org.eclipse.swt.widgets.Display;

public class MainWindow extends ApplicationWindow {

public static void main(String[] args) {
MainWindow window = new MainWindow(); // Создаем наше окно
window.setBlockOnOpen( true ); // Устанавливаем флаг - ждать закрытия окна
window.open(); // Открываем окно

Display.getCurrent().dispose(); // Освобождаем ресурсы
}

public MainWindow() {
super( null ); // Вызываем конструктор родительского класса
}

}

Создание содержимого окна

Для того, чтобы создать какое-то содержимое окна, необходимо переопределить метод Control createContents( Composite parent ) класса ApplicationWindow. Метод должен возвращать компонент, который будет являться содержимым окна.

В этом же методе можно установить и заголовок окна, вызвав метод setText( String text ) шелла, доступного по вызову getShell()

В этом примере таким компонентом будет просто метка белого цвета, в реальных приложениях таким компонентом является какой-нибудь композит.

Собственно, пример:

protected Control createContents( Composite parent ) {
	getShell().setText("My window"); // Устанавливаем заголовок окна
	Label lbl = new Label( parent, SWT.NONE ); // Создаем новый элемент, в нашем случае - просто метку
	lbl.setText( "Window contents" ); // Устанавливаем ей текст
	lbl.setBackground( new Color( Display.getCurrent(), 255, 255, 255 ) ); // Устанавливаем белый цвет фона
	return lbl;
}

Добавление статусной строки

Добавление к окну приложения статусной строки реализуется не просто, а очень просто. Для этого надо всего-навсего вызвать защищенный метод addStatusBar(). Наверное, наиболее подходящим местом для такого вызова является конструктор окна, или какой-нибудь метод его инициализации.

Для того, чтобы отобразить текст в статусной строке необходимо вызвать метод setStatus( String status ), аргументом которого и является та самая строка, которую необходимо отобразить.

Создание меню

Для создания строки меню в JFace необходимо, вызвать метод addMenuBar(), как и для создания строки статуса.
Но затем необходимо добавить пункты меню на панель. Осуществляется это следующим образом:

  • Раздел меню описывается классом MenuManager. В конструкторе ему может быть передана строка — имя раздела, где символ «&» означает, что следующий за ним символ будет ключом при навигации с помошью клавиши Alt. Добавляется раздел меню на панель с помощью конструкции getMenuBar().add( menu ).
  • Пункт меню описывается классом Action. Сам класс является абстрактным, пункт меню должен быть унаследован от него и переопределять метод void run(), в котором размещается код, выполняемый при выборе пункта меню пользователем. На самом деле, метод можно и не переопределять, но тогда, зачем этот пункт меню нужен?=) Имя пункта может быть задано путем передачи в конструктор, или вызовом метода void setText( String text ). После создания пункт меню добавляется в раздел вызовом метода add у объекта раздела меню. Например: menu.add( menuItem )
  • Подменю создаются очень просто: Необходимо в один раздел меню методом add добавить другой раздел. Вот и все.

В следующем примере мы создаем раздел меню File и один пункт Hello в нем, выбор которого вызывает появление текста в статусной строке окна. Код создания меню я оформил в один метод, который вызывается из конструктора окна:

private void createMenu() {
addMenuBar(); // Добавляем панель меню

MenuManager fileMenu = new MenuManager( "&File" ); // Создаем новое меню
getMenuBarManager().add( fileMenu ); // Добавляем меню на панель
fileMenu.add( new Separator() ); // Добавляем разделитель в меню
fileMenu.add( new Action( "&Hello" ) { // Создаем новое действие, указываем его текст

	@Override
	public void run() { // Код выполняемый при активации действия
		setStatus("Hello world!!"); // Мы просто отображаем новое значение в статусной строке
	}

} ); // И добавляем действие в качестве пункта меню
}

Создание панели инструментов

Для того, чтобы создать панель инструментов в окне необходимо в конструкторе окна вызвать метод addToolBar( int style ), в который передать стиль компонента панели.

Для доступа к созданной панели используется метод getToolBarManager(). Для добавления действия на панель используется метод add панели, куда передается действие.

В простейшем случае создание панели и добавление на нее кнопки будет выглядеть:

private void createToolBar() {
	addToolBar( SWT.NONE );
	getToolBarManager().add( new Action( "&Hello" ) { // Создаем новое действие, указываем его текст

		@Override
		public void run() { // Код выполняемый при активации действия
			setStatus("Hello world!!"); // Мы просто отображаем новое значение в статусной строке
		}

	} );
}

Создание нескольких перемещаемых панелей инструментов

Вместо одной панели инструментов можно создать набор перемещаемых панелей (CoolBar). Для этого необходимо:

  1. Вместо метода addToolBar вызвать метод addCoolBar
  2. Для доступа к набору панелей используется метод getCoolBarManager()
  3. Создать панель инструментов, на которую можно будет добавлять действия. Для этого необходимо создать новый экземпляр класса ToolBarManager, который будет представлять панель и вызвать метод add у CoolBarManager, передав туда панель.
  4. На созданную панель можно добавлять действия

Пример кода, создающего две плавающие панели:

private void createCoolbar() {
	addCoolBar( SWT.NONE );

	ToolBarManager tm = new ToolBarManager();
	getCoolBarManager().add( tm );
	tm.add( helloAction );

	ToolBarManager tm2 = new ToolBarManager();
	getCoolBarManager().add( tm2 );
	tm2.add( helloAction );
	tm2.add( helloAction );
}

Важно! Окно приложение может иметь или одну панель управления или набор перемещаемых, попытка создания и того и другого приведет к ошибке!

Возможные проблемы

Здесь будут описаны некоторые проблемы, с которыми можно столкнуться:

  • При добавлении пунктов меню после запуска приложения они не появляются — чтобы изменения меню после создания окна отобразились на нем, необходимо вызвать метод getMenuBarManager().update( true ) — указать обновить панель меню.

Ссылки

Дополнительная информация по JFace может быть найдена по следующим ссылкам:

  • Русскоязычная вводная статья на ibm.com
  • Цикл англоязычных статей на ibm.com
  • Описание API Eclipse — среди прочего там есть и пакеты, относящиеся к SWT и JFace
Меню