Дизайн пользовательского интерфейса, с чего начать
В этой статье рассказывается, какую роль дизайн интерфейсов играет в условиях современного рынка. А также, что отличает хороший интерфейс от плохого (UI = user interface, то есть, интерфейс пользователя). Также мы взглянем на парочку новых моделей UI дизайна, включая Google Fuchsia и Fluent Design от Microsoft.

Роль UI дизайна сегодня?
Современные дизайнеры разрабатывают пользовательские интерфейсы для приложений, работающих в определенной операционной системе. Поэтому многие параметры интерфейса неподконтрольны разработчикам. Например, если дизайнер разрабатывает интерфейс для Android-приложения, он не знает о размере и разрешении экрана пользовательского устройства. А также о том, как пользователь настроил уведомления для этого приложения, установлены ли другие программы, влияющие на цветовой профиль экрана.
Творчество разработчиков пользовательских интерфейсов ограничено определенным устройством и операционной системой. Их работа часто должна соответствовать рекомендациям производителя операционной системы (Google для Android, Apple для iOS). Apple публикует, что можно, а чего нельзя для пользовательского интерфейса, а также подробный список рекомендаций для UI. У Google также есть собственные стандарты материального дизайна.
Из-за этих ограничений внимание современных дизайнеров пользовательского интерфейса сосредоточено на мелких деталях. Например, на том, как расположены окна, удобна ли для пользователя навигация по приложению или сайту. Из-за нехватки времени пользователю некогда разбираться со сложным, громоздким и медленным интерфейсом.
Вот некоторые особенности пользовательских интерфейсов нашего времени
Многие элементы пользовательского интерфейса мы воспринимаем как приглашения к взаимодействию с приложением или устройством:

Поле для ввода текста и курсор предлагают пользователю ввести текст, а кнопка «Подтвердить» — кликнуть или коснуться ее, чтобы продолжить:

Переключатель, представленный здесь в виде ползунка, приглашает пользователя включить или отключить опцию:

Иконка приглашает пользователя кликнуть по ней, чтобы запустить приложение или функцию:

При нажатии по кнопке-гамбургеру…

…появляется меню, которое приглашает пользователя выбрать дополнительные варианты:

Ползунок приглашает пользователя коснуться/кликнуть и перетащить его, чтобы изменить настройки, например, яркость экрана:

Выпадающее меню предлагает пользователю выбрать нужный вариант из списка.
Это лишь некоторые примеры элементов дизайна интерфейсов приложений. Но все они объединены идеей повысить эффективность взаимодействия с пользователем.
Интерфейс: хороший, плохой и ужасный
Хороший дизайн пользовательского интерфейса не заключается лишь в том, чтобы прелестно выглядеть. Дизайн UI может иметь успех, и не будучи очень красивым.
Давайте взглянем на некоторые образцы хорошего и плохого дизайна пользовательского интерфейса. Затем посмотрим на ужасный, что тоже важно.
Хороший пользовательский интерфейс
Разработан с учетом глубокого понимания пользователя, его потребностей и того, как он будет перемещаться по приложению или сайту. Поэтому мы и говорим, что дизайн UI является одним из аспектов UX-дизайна (UX = User eXperience, опыт взаимодействия).
Хороший интерфейс — максимально простой, и в то же время такой, что у пользователя под рукой есть все необходимое. Навигация недолгая и неглубокая (без под-под-под-разделов и меню), требует минимального количества шагов для выполнения задачи, а опции, доступные для выбора в каждом окне, понятны:

В этом приложении интерфейс предлагает пользователю три варианта: поиск закусочных, использующий текущее местоположение, поиск «вручную» по почтовому индексу и кнопку-гамбургер для просмотра дополнительных вариантов.
Плохой интерфейс
У такого дизайна интерфейса сайта на первом месте не потребности пользователя, а значимость приложения или разработчика. Признаки плохого UI включают в себя значки, слишком маленькие для того, чтобы попасть в них при нажатии пальцем.
В таком интерфейсе очень много мелкого текста, который трудно читать. Кроме этого, плохому интерфейсу присуще использование жаргона (в том числе профессионального) вместо понятного языка. Например, написано: «Плохие данные». А нужно — «Неверные логин и пароль». К плохому интерфейсу также можно отнести применение назойливых диалоговых окон вместо панели уведомлений:

В приведенном выше примере видно, что диалоговое окно фонового приложения прерывает работу активного приложения и настоятельно требует ответа, не давая пользователю продолжать. Если человек в это время набирает текст и не смотрит на экран, то запросто может потерять несохраненные данные. Видно, что кнопки маленькие, и в них трудно попасть пальцем. А сообщение «Неизвестная ошибка» вообще не имеет смысла, так как не дает пользователю возможность изучить или устранить причину ее возникновения.
Ужасный интерфейс
Некоторые успешные проекты и дизайны интерфейсов, на первый взгляд, разрушают представления дизайнеров о том, что простота должна быть на первом месте. Рассмотрим в качестве примера сайт Amazon, имеющий, слегка напряженный вид:

Но успех компании Amazon, наоборот, доказывает эффективность их UI. Почему? Один из секретов кроется в том, что внешний вид страницы улучшался постепенно, и поэтому не заставлял пользователей приспосабливаться к резким изменениям интерфейса. Посетителям сайта это удобно.
Я, как давний пользователь Amazon, особо и не замечал изменений во внешнем виде или способе взаимодействия. Но вот как выглядел Amazon 10 лет назад:

Что ожидает дизайн пользовательского интерфейса в будущем?
Скорее всего, наиболее кардинальные изменения, будут связаны с разработкой голосовых интерфейсов. Эта функция уже есть во всех основных операционных системах, но пока еще нельзя сказать, что люди регулярно пользуется ей на своих телефонах и компьютерах.
Появляются новые подходы к дизайну интерфейсов, но, похоже, что визуальный интерфейс все же будет основным способом взаимодействия пользователя с устройствами. Но есть большой простор для инноваций, а также оптимизации старых интерфейсов. Неудивительно, что такие крупные игроки как Microsoft и Google инвестируют значительные ресурсы в эксперименты с новой эстетикой пользовательского интерфейса и моделями взаимодействия.
В последние месяцы все чаще слышно о «Fluent Design» от Microsoft. Говорят, он нацелен на интеграцию большей визуальной глубины и движения. То же самое касается экспериментальной операционной системы от Google с кодовым названием «Fuchsia», в которой разработчики пытаются обойтись без рабочих столов и иконок.
Каково, по-вашему, будущее UI-дизайна? Поделитесь своими соображениями!