Что делать, если клиент отказывается платить?
В этой статье мы расскажем о действиях, которые нужно предпринять фрилансеру, чтобы защитить себя от жадных клиентов. А также о четырех эффективных способах, которые помогут получить деньги за выполненную работу.
Как правильно построить отношения с клиентами
Если использовать неправильный подход, отношения с клиентами будут напряженными с самого начала. Поэтому лучше исключить недопонимание путем правильного подбора заказчиков.
Лучший способ обезопасить себя от таких клиентов – это использовать два ключевых документа: форму приема заявок от клиентов и контракт. Эти документы сделают ожидания обеих сторон предельно понятными.
Стандартная форма приема должна содержать основную информацию о бюджете клиента, времени выполнения и целях проекта. Клиент также может описать свое видение конечного результата.
В контракте будут изложены условия выполнения заказа, а также размер и сроки получения оплаты. Кроме этого в документе можно упомянуть о конечном продукте. Это может быть созданный сайт или и любые сопутствующие услуги (например, создание контента).
Также целесообразно добавить в контракт пункт об урегулировании споров. В этом разделе нужно подробно описано, как поступать в спорных ситуациях.
Что делать, если клиент отказывается вам платить?
Если даже при наличии заключенного договора клиент отказывается платить за предоставленные услуги, можно поступить следующим образом.
1. Пообщайтесь с клиентом, чтобы исключить недопонимание
Прежде чем переходить к радикальным методам, свяжитесь с заказчиком и напомните ему о просроченной дате оплаты. Возможно, клиент просто забыл отправить вам деньги. В этих случаях можно потребовать компенсацию за просроченные сроки, если это оговорено в контракте.
Иногда просроченный платеж может быть вызван технической ошибкой или другой проблемой, возникшей не по вине заказчика. Предоставление клиенту шанса исправить возникшую проблему поможет в будущем наладить с ним более тесные отношения.
2. Прекратите работу над проектом
Иногда клиенты удерживают платеж намерено. Если вы работаете на условиях поэтапной оплаты, прекратите дальнейшую реализацию проекта. Это может побудить вашего клиента перечислить вам средства.
3. Отключить или задержать конечный продукт
Сохраняйте доступ к своим проектам до тех пор, пока не получите полной оплаты. Если клиент попытается обмануть, вы всегда сможете его блокировать.
Это справедливо: фрилансер предоставляет готовый продукт в обмен на определенную сумму денег. Если оплата не была произведена, то клиент не должен получить свой сайт или веб-приложение.
4. Иск в суд как крайняя мера
Прежде всего, нужно сослаться на пункт об урегулировании споров, прописанный в контракте. Сначала выполните действия, перечисленные в нем. Они могут предполагать привлечение других сторон для оценки сложившейся ситуации. Если это не сработает, обратитесь в суд.
Заключение
К несчастью фрилансеры часто сталкиваются с недобросовестными клиентами. Некоторые из них забывают вовремя отправлять платежи, а другие делают это намеренно. Но вам все равно придется найти способ прийти к консенсусу.