Яндекс.Маркет – не товарный агрегатор?

Популярный специализированный сервис Яндекс.Маркет, скорее всего, не попадет под действие так называемого закона о товарных агрегаторах, который не так давно был принят Государственной Думой Российской Федерации.

Во всяком случае, именно такого мнения придерживаются юристы компании Яндекс. По их словам такая ситуация стала возможной сразу после того как платформа Яндекс.Маркет официально закрыла программу «Заказ на Маркете», а также полностью удалила со своего сайта функционал корзины.

Согласно текущей версии скандально известного законопроекта, агрегатором информации о товарах и услугах будет признаваться программа, сайт или веб-страница, которые одновременно предоставляют возможность ознакомиться с коммерческим предложением, заключить договор с тем или иным продавцом, а также осуществить предоплату.

С практической точки зрения это означает, что далеко не каждая интернет-площадка, которая с точки зрения обычных пользователей всемирной паутины выглядит не иначе как агрегатор товаров, будет подпадать под регулирование с помощью соответствующего законопроекта, который уже сейчас находится на стадии финального утверждения и скоро вступления в силу.

В качестве понятного для всех примера известный практикующий юрист Галина Авдеева пояснила, что с точки зрения почти принятого нового законодательства платформа AliExpress и ее официальный сайт является товарным агрегатором, а сервис Яндекс.Маркет – нет.

Одновременно с этим Галина Авдеева особо подчеркнула факт того, что непризнание того или иного интернет сервиса товарным агрегатором не избавляет его от ответственности перед конечными пользователями (потребителями) его услуг.

Все дело в том, что сайты, которые предоставляют пользователям информацию о различных магазинах и реализуемых ими товарах, несут полную ответственность за распространение недобросовестной или недостоверной рекламы. И этот момент никак не зависит от того предоставляет ли тот или иной специализированный интернет сервис возможность оплаты требующегося пользователю товара услуги или нет. В этой связи стоит напомнить, что штраф для компаний, допускающих нарушения в этой сфере, составляет от 100 до 500 тысяч рублей.

Одновременно с этим крайне примечательным выглядит тот факт, что маркетплейс «Беру!», который компания Яндекс развивает совместно со Сбербанком России, попадет под действие резонансного законопроекта в случае его вступления в силу. Это подтвердили официальные представители компании Яндекс.

Что же касается корпорации Mail.ru Group, то ее официальные представители на данный момент не уточняют, распространится ли действие законопроекта (в случае его вступления в силу) на принадлежащие ей площадки Pandao и Delivery Club.

Вместе с тем необходимо напомнить, что представители Mail.ru Group ранее уже говорили о том, что принятие данного законопроекта отразится на работе так называемых  агрегаторов товаров  крайне негативно, и в итоге это окажется невыгодно и пользователям, и государству.

Все дело в том, что текущая версия этого законопроекта подразумевает перекладывание ответственности с непосредственных продавцов какого-либо товара  на интернет-платформы, которые, по сути, представляют собой всего лишь виртуальную витрину.

На этом фоне корпорация Mail.ru Group в очередной раз напомнила о том, что законопроект о товарных агрегаторах разрабатывался без какого-либо учета действительно компетентного мнения ведущих представителей российской IT-отрасли.

В связи с этим он требует не скорейшего принятия и вступления в силу, а  серьезной доработки, с обязательным привлечением к этой работе обширной экспертной группы.