Новый закон «О СМИ» повлияет на деятельность Яндекса

Некоторые сервисы Яндекса могут попасть под действие нового законодательства, запрещающего иностранцам владеть более чем 20% любого российского СМИ. Соответствующие поправки к закону «О средствах массовой информации» вступят в силу с января 2016 года.

Одним из сервисов, попадающих под действие нового закона, является сервис «Яндекс.Пробки», который зарегистрирован как информационное агентство. Это указано в финансовом отчете Яндекса за 2014 год. В соответствующем реестре на сайте Роскомнадзора сервис значится как СМИ (информационное агентство), распространяющее информацию на русском, украинском, турецком и английском языках.

Новый закон «О СМИ» повлияет на деятельность Яндекса

По данным ЕГРЮЛ на февраль 2012 года, владельцами сервиса «Яндекс.Пробки» являются компания Яндекс (99, 99%) и Олег Бадера, доля которого составляет всего 0,01%. При этом ООО «Яндекс» основано Yandex N.V. Эта компания зарегистрирована в Нидерландах, а ее акциями торгуют на одной из основных фондовых бирж США NASDAQ.

Согласно статистическим данным TNS Russia, в марте текущего года ежедневная посещаемость сервиса «Яндекс. Пробки» в России составила 2,2 миллиона человек в возрасте от 16 до 63 лет.

Для сравнения: ежедневно главную страницу Яндекса посещают около 25 миллионов россиян.

В своем ежегодном отчете Яндекс отметил, что компания рассматривает все возможные варианты реструктуризации для того, чтобы привести деятельность сервиса «Яндекс.Пробки» под нормы обновленного законодательства России «О СМИ». По мнению представителя Яндекса, изменение структуры одного сервиса никак не отразится на основном бизнесе компании.

Схожей позиции придерживаются и российские юристы. Как отметил Федор Кравченко (партнер бюро Коллегии юристов СМИ в Москве), по закону «О СМИ» основатель информационного агентства в праве в любой момент прекратить его деятельность. То есть интернет-компания может просто потребовать от контролирующего органа (Роскомнадзора) аннулировать свидетельство о регистрации принадлежащего ей ресурса как СМИ. Ведь в отличие от газет или журналов, которые в законе четко указаны как СМИ, род деятельности сайта указывается его владельцем при регистрации.

Также в своей отчетности Яндекс указал, что если в российское законодательство будут внесены очередные поправки, ограничивающие долю иностранцев во владении интернет-компаниями, то это негативно скажется на основной части бизнеса. И приведет к серьезным кадровым изменениям среди руководства компании, а также к изменениям в ее структуре собственности.