«Фермы лайков» снижают эффективность продвижения на Facebook

С тех пор, как социальные сигналы, такие как «лайки» на Facebook и похожие «жесты одобрения» в других социальных сетях стали одним из существенных факторов в деле поискового продвижения коммерческих ресурсов, во всемирной паутине выросла целая индустрия, которую можно условно назвать «фермы лайков».

Данную тему исследовал на примере своей страницы в Facebook и затем представил в своём подкасте Veritasium популярный западный журналист Дерек Мюллер.

график

«Фермы лайков» это многочисленные полулегальные сообщества пользователей ведущих социальных сетей из развивающихся стран, готовых проставлять лайки за денежное вознаграждение.

Судя по имеющимся данным, наибольшую активность на «фермах лайков» проявляют пользователи Facebook из таких стран, как Пакистан, Индия, Филиппины, Египет, Индонезия, Бангладеш, Шри-Ланка и Непал. Именно в этих странах зарегистрированы сотни тысяч аккаунтов пользователей, проставляющих лайки и впоследствии не демонстрирующих никакого реального интереса к «одобренным» страницам.

Поскольку «цена» одного лайка в этой системе, в последнее время, снизилась до 2-3 центов, любой желающий может приобрести сотни и тысячи сигналов одобрения. Следовательно, лайки на сегодняшний день просто перестали быть реальным индикатором интереса пользователей к той или иной странице.

Так, по статистике Дерека Мюллера, только 1 % пользователей из 80 тысяч проставивших лайк на его продвигаемой странице в Facebook, оставили также какие-то комментарии к постам.

Формально, правила Facebook запрещают продажу социальных сигналов, и администрация ведущей мировой социальной сети проводит строгую политику в отношении участников «ферм лайков». Однако на место заблокированных аккаунтов приходят новые, регистрируемые с единственной целью — заработать пару долларов нажимая на знаменитую кнопку «like».

С практической точки зрения модерация подобной активности сильно затруднена, поскольку участники «ферм лайков» умело маскируют естественное поведение, время от времени размещая в своих лентах различные материалы. При этом продвигаемые оплаченными лайками страницы проверить крайне сложно, ведь лайки с «ферм» ничем не отличаются от нормальных.

Одним из следствий наблюдаемой практики распространения «ферм лайков» следует считать то, что официальная статистика числа пользователей ведущих социальных сетей не точна. Трудно сказать, какой процент аккаунтов создан для общения, а какой для накрутки лайков.