Учимся понимать гистограммы: изображения в низкой и высокой тональности

Надеюсь, вы уже изучили основы коррекции тона и цвета в Photoshop, и научились читать и понимать гистограммы. То есть получили одни из самых важных навыков в редактировании, ретушировании и восстановлении изображений. Мы научились тому, что гистограммы начинаются с черного цвета слева и оканчиваются белым, а между этими точками находится градационный переход от теней к полутонам и светлым областям изображения.

Они позволяют нам оценивать допустимые пределы уровня яркости, а также выявлять потенциальные проблемы (например, когда на фотографии слишком много полутонов, и для нормального контраста недостаточно черных и белых цветов). Либо когда тени или светлые области выходят за допустимый предел яркости, что приводит к потере информации о цвете, и появлению плоского цветного «полотна».

Мы также узнали, что в целом гистограмма хорошо экспонированного снимка будет охватывать весь диапазон яркости от черного к белому, но это необязательное правило. Также немаловажно уметь различать дефекты изображения, связанные с неправильно заданным значением яркости.

Часто фотографы и другие пользователи Photoshop задаются вопросом о том, существует ли идеальная гистограмма. И ответом на этот вопрос будет «Нет». Тональный диапазон изображения будет разниться от случая к случаю, и в зависимости от того, какую «атмосферу» нужно придать изображению. К примеру, изображения с низкой тональностью (низким ключом) — это такие изображения, где большая часть пикселей приходится на темные области (тени).

Это часто используется, чтобы придать драматичности или загадочности. Обратный эффект, высокая тональность или «высокий ключ», подразумевает насыщение светлыми тонами для создания радостной, благоприятной атмосферы.

Давайте взглянем на несколько примеров таких изображений, где гистограмма может создать ошибочное впечатление о тональном диапазоне. Другими словами, правильно экспонированные снимки зачастую основываются не на информации из гистограммы, а на субъективном мнении и видении фотографа. Эта статья научит вас анализировать не только сам снимок, но и его тональный характер.

Если вы не знакомы с тем, как работают гистограммы, то вам следует для начала ознакомиться с нашей статьей «Учимся читать и понимать гистограммы в Photoshop».

Для начала давайте взглянем на изображение, соответствующее понятию «типичной» экспозиции, о которой мы уже говорили ранее. То есть, когда в тональном диапазоне присутствуют все уровни яркости:

key-images/original

Фотография с «типичной» экспозицией

Мы будем использовать «Уровни» (Levels) в Photoshop, которые помогут нам считать и оценить гистограмму. Чтобы открыть окно «Уровни», пройдите в меню «Изображение» (Image) в верхней панели, затем в раздел «Коррекция» (Adjustments), а затем «Уровни» (Levels). Это окно также можно открыть при помощи сочетания клавиш Ctrl+L (Win) / Command+L (Mac):

[img=http://pe-images.s3.amazonaws.com/photo-editing/cc/tone-and-color/low-and%20high-key-images/image-adjustments-levels.gif]

Меню Изображение > Коррекция > Уровни

Перед нами открылось окно с гистограммой по центру, и удобным черно-белым градиентом, расположенным под ней:

levels-command

Окно «Уровни» с показанной на нем гистограммой

При увеличении масштаба снимка становится видно, что изображение содержит в себе весь тональный диапазон. Гистограмма начинается слева над самой черной областью градиента, и это говорит нам о том, что в изображении присутствуют максимально черные пиксели.

Дальше она простирается вправо до самого края, расположенного над белым фрагментом градиента. Это говорит о том, что в изображении присутствуют максимально белые пиксели. Если бы существовало понятие идеальной гистограммы, то, наверное, именно такой она и должна быть:

histogram

Гистограмма «типичного» изображения с полным тональным диапазоном

Изображения с низкой тональностью (низкий ключ)

Хотя эта гистограмма и показалась нам идеальной, но она полностью подходит только для одного конкретного изображения. Все изображения отличаются, и на тональный характер сильно влияет предназначение каждого снимка. Поэтому прежде, чем начать корректировать изображения, нужно понять, что не существует какого-то стандарта или идеального решения. Поэтому не стоит от фотографии, снятой на закате, ждать того же тонального диапазона, что и от снимка, сделанного в полдень.

Для примера давайте взглянем на следующее изображение:

lighthouse

Типичное фото в низкой тональности

Выше приведен пример изображения в низкой тональности (низкий ключ). В отличие от первой картинки, где пиксели примерно равномерно распределяется по тональному диапазону, в этом изображении большая часть пикселей приходится на тени. Давайте воспользуемся сочетанием клавиш Ctrl+L (Win) / Command+L (Mac) для того, чтобы быстро открыть окно «Уровни».

На открывшейся гистограмме вы увидите, что большая часть пикселей приходится на тени и полутона. Если заставить себя верить в то, что на предыдущем этапе мы видели идеальную гистограмму, то этот снимок покажется вам слишком темным, хотя на самом деле он идеально экспонирован:

levels-lighthouse

На гистограмме изображения в низком ключе большая часть пикселей приходится на тени и полутона

Видите самый высокий «пик» в начале левой части гистограммы? Это говорит о том, что многие области на снимке полностью черные, и не несут никакой информации о деталях снимка. В обычной ситуации это могло бы являться признаком недоэкспонированного снимка. Но для этой фотографии это не несет никакой угрозы. Наоборот, полностью черные фрагменты позволяют создать больший эффект, выделяя силуэт травы и маяка на фоне заката.

Нам и не нужна детализация в этих частях снимка, поэтому полное их затемнение – это, скорее, креативный ход, нежели ошибка:

histogram-lighthouse

Пик в левой части гистограммы говорит о потере детализации на снимке, но только не в этом случае!

Давайте рассмотрим еще один пример фотографии, которая была намеренно снята в низком ключе:

smiling-young-woman

Портретная фотография, снятая в низком ключе

Посмотрев на эту фотографию, можно сразу сказать, что вся гистограмма будет смещена ближе к теням, и если открыть гистограмму «Уровней», то мы наверняка увидим именно такой результат. Здесь на светлые участки и на полутона приходится даже меньше пикселей, чем в случае с фотографией маяка и, хотя здесь мы не наблюдаем потери данных в черных участках, они все равно достаточно темные.

Наверное, вам захочется «откорректировать» этот снимок, чтобы привести гистограмму в порядок, но есть ли в этом смысл? Как и в случае с фотографией маяка, слишком низкая тональность подходит такому типу снимков. Помните, что именно изображение формирует гистограмму, а не наоборот, и поэтому важно уметь понимать естественный тональный характер фотографий, если вы планируете работать с Photoshop или другими фоторедакторами:

levels-low-key-portrait

Еще один пример гистограммы фотографии, снятой с низкой тональностью

Изображения с высокой тональностью (высокий ключ)

На таких фотографиях тональный диапазон по большей части состоит из светлых тонов. Если фотографии с низкой тональностью зачастую выглядят драматично и резко, то высокая тональность дает более плавные и мягкие переходы. Ниже представлен пример фотографии, снятой в высоком ключе:

winter-mist

Пейзажная фотография с высокой тональностью

Учитывая более светлые тона и отсутствие сильного контраста, изображения с высокой тональностью зачастую несут в себе миролюбие и спокойствие. В таком изображении большая часть пикселей приходится на светлые фрагменты, поэтому мы примерно знаем, чего ожидать от гистограммы. На снимке есть несколько темных фрагментов, но учитывая такое количество света, нам они могут казаться даже темнее, чем есть на самом деле.

На самом деле здесь происходит следующее: гистограмма, которую не ограничивают наши визуальные возможности, показывает, что на снимке практически нет теней. Почти все пиксели приходятся на полутона и светлые области. И, как и в случае с предыдущим снимком, такая тональная характеристика идеально подходит этому кадру.

Конечно, мы можем слегка сдвинуть темные фрагменты ближе к теням, чтобы гистограмма выглядела более «профессионально», но это, скорее всего, негативно скажется на самой фотографии.

levels-winter-mist

Гистограмма фотографии с высокой тональностью показывает, что большинство пикселей приходится на светлые оттенки

Такой подход часто используется в снимках модельных изданий, так как помогает сгладить изъяны на коже моделей и исключить нежелательные детали из кадра. Наши глаза видят разницу между светлыми и темными пикселями как детали. Поэтому по мере того, как тональный диапазон перемещается на светлые оттенки, детали постепенно скрываются из виду:

clean-skin

Портретный кадр с высокой тональностью

Так как фон этой фотографии чисто-белый, неудивительно, что столбцы гистограммы зашкаливают именно на светлых тонах. В более «традиционном» изображении такие пики могут указывать на наличие «передержанных» областей. Но в данном случае высокая тональность используется намеренно: это технический метод, а не дефект, который нужно корректировать:

histogram-beauty
Гистограмма указывает на наличие передержанных фрагментов с чисто-белым цветом, но именно это присуще фотографиям в высоком ключе

Цель этого руководства заключалась в том, чтобы доказать, что не бывает идеальной гистограммы. Все изображения отличаются, поэтому и гистограммы будут разными. Некоторые фотографии лучше смотрятся с уклоном в темную область, другие – в высокой тональности.

И, хотя иногда гистограмма может просто «кричать», что с фотографией что-то не так, это не всегда говорит о необходимости вмешиваться в ее тональный характер. Для опытного ретушера не будет лишней способность отличать дефект от естественного тонального характера изображения.

Перевод статьи “Understanding Histograms – Low-Key And High-Key Images” был подготовлен дружной командой проекта Сайтостроение от А до Я.